что в течение дня организм нормально производит все
вещества, необходимые для следующего дня. Часто случается, что все эти вещества
тратятся или расходуются при какой-то ненужной и, как правило, неприятной
эмоции. Дурное настроение, беспокойство, ожидание неприятностей, сомнение,
страх, чувство обиды, раздражение -- любая из этих эмоций, достигая определенной
степени интенсивности, скажем, за полчаса или даже за полминуты поглощает все
вещества, подготовленные на завтра;
одна-единственная вспышка гнева или другой страстной эмоции может взорвать
все вещества, изготовленные в лаборатории, и оставить человека опустошенным на
долгий срок, и даже навсегда.
Все психические процессы материальны. Нет ни одного процесса, который не
потребовал бы расхода определенного, соответствующего ему вещества. Если
имеется вещество, то процесс происходит. Когда вещество истощается, процесс
останавливается.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Нижеследующий
текст представляет собой шестую лекцию но психологии, не вошедшую но ряду
причин в текст английского издания 1989 года. Лекция включена в данное издание
но личной просьбе внучки П. Д. Успенского Т. Нагро, предоставившей текст для
публикации.
Есть некоторые вещи, о которых я хотел бы сказать, потому что не поняв их,
вы не сможете понять и многое другое.
Сначала мы должны поговорить о школах, о принципах и методах их организации
и работы, в том числе о школьных правилах, затем я хотел бы остановиться на
истории нашей работы. Вскоре вы сможете прочесть начало книги, которую я сейчас
пишу. Она будет называться 'Фрагменты неизвестного учения' ( Книга вышла под
названием: 'В поисках чудесного', СПб. 1994. ). В ней я рассказываю о том, как
познакомился с этой системой и как шла наша работа.
Вам не один раз говорилось о том, что никто не может работать сам, без
школы. Сейчас вам уже должно быть ясно, что группа людей, которые принимают
решение работать самостоятельно, ни к чему не придет, так как эти люди не
знают, куда им идти и что делать. Поэтому перед нами встают два вопроса: вопрос
о том, что такое школа, и другой, наиболее важный для нас вопрос о том,
является ли школой эта, то есть наша организация?
Существует много различных школ. Я уже упоминал четыре пути: путь факира,
путь монаха, путь йога и четвертый путь. Согласно такой классификации школы
тоже делятся на четыре группы: школы факиров, религиозные школы, или монастыри,
школы йоги и школы четвертого пути.
Далее: что же такое школа? В целом школа -- это то место, где человек может
чему-либо научиться. Бывают школы, где изучают языки, музыку, медицину. Но те
школы, о которых я сейчас говорю, предназначены не только для изучения каких-то
предметов. В них человек получаст возможность стать другим. Эти школы, помимо
преподавания знаний, помогают также изменить бытие; в противном случае они были
бы самыми обычными школами. Знание необходимо, но давать его должен тот, кто
получил его, пройдя тем же самым путем. Поэтому человек, который мог бы вести
школьную работу, должен сам прийти из школы: он должен быть связан со школой
или, по меньшей мере, в прошлом должен был получить от нее определенные
указания. Тот, кто сам себя провозгласил руководителем группы или кого выбрали
на это место, никуда не сможет нас привести.
Кроме того, школы различаются по уровню. Есть школы, где человек NoNo 1, 2, и
3 учится быть человеком No 4 и приобретает знания, необходимые для того, чтобы
такая перемена произошла. В школах следующего уровня человек No 4 учится быть
человеком No 5. Нет надобности говорить о дальнейших уровнях: они слишком далеки
от нас.
Теперь возникает интересный вопрос: можем ли мы назвать себя школой? В
каком-то смысле -- да. Мы приобретаем определенные знания и вместе с тем учимся
менять свое бытие. Но в связи с этим я хочу сказать, что, начиная нашу работу в
Петербурге в 1916 году, мы поняли, что школа в полном смысле слова должна
состоять из двух ступеней, иначе говоря, в ней должно быть два уровня: на