важность изучения человека с точки зрения его возможной
эволюции, мы поймем, что первым ответом на вопрос, 'что такое психология',
будет следующий: психология есть исследование принципов, законов и фактов
возможной эволюции человека. В этих лекциях я буду придерживаться исключительно
этой точки зрения.
Нашим первым вопросом будет вопрос о смысле эволюции человека, а вторым -- о
необходимых для нее особых условиях.
Относительно обычных для современности воззрений на происхождение и эволюцию
человека я должен сразу сказать, что они неприемлемы. Нам нужно признать, что о
происхождении человека мы ничего не знаем и у нас нет доказательств физической
или умственной эволюции человека.
Напротив, если взять историческое человечество, т. е. человечество за 10--15
тысяч лет, мы обнаруживаем безошибочные следы высшего человеческого типа, чье
присутствие можно с очевидностью установить по древним монументам и мемориалам,
которые нынешнее человечество ни повторить, ни даже скопировать не умеет.
Относительно доисторического человека или внешне похожих на него, но
в то же время весьма отличных от него существ, чьи кости обнаруживаются иногда
в отложениях ледникового и доледникового периода, мы можем принять ту
достаточно приемлемую точку зрения, согласно которой они принадлежат
отличающемуся от человека и давно вымершему существу.
Отрицая эволюцию человека в прошлом, мы должны отвергнуть и возможность механической
эволюции человека в будущем, то есть саму собой происходящую эволюцию по
законам наследственности и отбора, без сознательных усилий человека и понимания
им своей возможной эволюции.
Нашей основополагающей идеей будет следующая: человек, как он нам известен, не
является завершенным существом; природа,
развив его до определенной точки, оставляет его затем либо для дальнейшего
развития собственными его усилиями и средствами, либо для жизни и смерти
таким, каким он родился, либо для вырождения и утраты всякой способности к
развитию. Эволюция человека в таком случае будет означать развитие определенных
внутренних качеств и черт, каковые обычно остаются неразвитыми и не в
состоянии развиться сами по себе.
Наблюдение и опыт показывают, что это развитие возможно только в
определенных условиях, путем приложения неких усилий со стороны самого человека
и при достаточной помощи от тех, кто начал сходную работу ранее и уже
достиг какой-то степени развития, либо, по крайней мере, наделен неким
знанием методов.
Нам нужно начать с той идеи, что без усилий эволюция невозможна; она
невозможна и без помощи.
После этого нам необходимо понять, что по ходу развития человек должен стать
другим существом, и нам следует узнать и прийти к пониманию того, в
каком смысле и в каком направлении человек должен становиться другим существом;
понять, что такое 'другое существо'.
Затем нам требуется понимание также того, что развиться и стать другими
существами могут не все люди. Эволюция есть вопрос личных усилий, в
человеческой массе эволюция представляет собой редкое исключение. Это может
показаться странным, но мы должны осознать, что оно не только редкое, но и
становится все более редким.
Естественно, эти утверждения рождают множество вопросов: Что значит
превращение в другое существо по ходу эволюции? Что значит 'другое существо'?
Какие внутренние качества или черты могут развиться в человеке и как этого
достичь? Почему не все люди могут развиться и стать другими существами? Почему
такая несправедливость?
Я постараюсь ответить на эти вопросы и начну с последнего. Почему не все
люди могут развиться и стать другими существами? Ответ очень прост. Потому
что они не хотят этого. Потому что они не узнают и не поймут без длительной
подготовки ничего, даже если им рассказать об этом.
Главная идея состоит в том, что для того, чтобы стать иным существом,
человек должен очень сильно желать этого на протяжении длительного времени.
Преходящее или случайное желание, опирающееся на неудовлетворенность внешними
условиями, не дает достаточного импульса.