си
-- 15/8, до -- 2.
Различие в ускорении, или повышении, в нотах, или разница в тонах, будет
выглядеть таким образом:
Между до и ре .............. 9/8 :1 = 9/8
Между ре и ми .......... 5/4 : 9/8 = 10/9
Между ми и фа ......... 4/3 : 5/4 = 16/15 (замедление)
Между фа и соль ...... 3/2 : 4/3 = 9/8
Между соль и ля ....... 5/3 : 3/2 = 10/9
Между ля и си ........ 15/8 : 5/3 = 9/8
Между си и до ........... 2 : 15/8 = 16/15 (замедление)
Различия между нотами, или различия в их высоте, имеют название интервалов.
Мы замечаем, что существует три вида интервалов в октаве: 9/8, 10/9, 16/15,
которым в целых числах соответствуют 405, 400, 384. Наименьший интервал 16/15
случается между ми и фа и между си и до.
Именно в этих местах происходит замедление октавы.
В отношении музыкальной гаммы семи тонов теоретически считается, что между
каждыми двумя нотами имеются два полутона, кроме интервалов ми -- фа и си
-- до, где есть только один полутон. Считается, что там один полутон
отсутствует:
ДО ........... до диез ---- ......... ре бемоль
РЕ ............ ре диез ---- ......... ми бемоль
МИ .. ------------------ ... фа бемоль
ФА ........... фа диез ---- ........ соль бемоль
СОЛЬ .. соль диез ---- .......... ля бемоль
ЛЯ ........... ля диез ---- .......... си бемоль
СИ ... ------------------ .... до бемоль
Итак, получается двадцать нот, из которых восемь--основных: до, ре,
ми, фа, соль, ля, си, до;
двенадцать -- промежуточных, т. е. по две между каждыми из следующих двух нот:
ДО -------- РЕ
РЕ -------- МИ
ФА -------- СОЛЬ
СОЛЬ ------ ЛЯ
ЛЯ -------- СИ
и по одной между каждыми из следующих двух нот:
МИ -------- ФА
СИ -------- ДО
Но на практике, т. е. в музыке, вместо двенадцати промежуточных полутонов
берут только пять, т. е. по одному полутону между:
ДО -------- РЕ
РЕ -------- МИ
ФА -------- СОЛЬ
СОЛЬ ------ ЛЯ
ЛЯ -------- СИ
Между ми и фа, а также между си и до
полутон вообще не берется. Таким образом, строение музыкальной гаммы семи тонов
дает схему космического закона 'интервалов', или отсутствующих полутонов.
Если об октавах говорится только в 'космическом' или 'механическом' смысле,
'интервалами' называются только те, которые находятся между ми и фа
и си и до.
Если мы достигнем полного понимания Закона Октав, он даст нам во всех
отношениях новое объяснение всей жизни в целом. прогресса и развития явлений на
всех планах вселенной, наблюдаемых нами. Этот закон поясняет, почему в природе
нет ровный линии, а также то, почему мы не можем ни думать, ни делать, почему у
нас все думается, почему у нас все случается -- и обычно случается
совсем не так, как мы хотим или ожидаем. Все это--отражение и прямое следствие
интервалов, или замедлении в развитии вибраций.
Что же в точности происходит в момент замедления вибрации? Происходит
отклонение от первоначального направления. Октава начинается в направлении,
указанном стрелкой:
Но между ми и фа происходит отклонение; линия, которая
началась от до, меняет направление:
и через фа, соль, ля и си уходит вниз
под углом к первоначальному направлению, указанному первыми тремя нотами. Между
си и до встречается второй 'интервал' -- добавочное отклонение
и дальнейшее изменение направления.
Следующая октава дает более явное отклонение, а следующая за ней -- еще более
заметное, так что линия октав может в конце концов сделать полный поворот
кругом и развиваться в направлении, которое противоположно первоначальному:
Развиваясь далее, линия октав, или линия развития вибраций, может вернуться
к своему первоначальному направлению, другими словами, завершить круг.