Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

си

-- 15/8, до -- 2.




Различие в ускорении, или повышении, в нотах, или разница в тонах, будет

выглядеть таким образом:


Между до и ре .............. 9/8 :1 = 9/8


Между ре и ми .......... 5/4 : 9/8 = 10/9


Между ми и фа ......... 4/3 : 5/4 = 16/15 (замедление)


Между фа и соль ...... 3/2 : 4/3 = 9/8


Между соль и ля ....... 5/3 : 3/2 = 10/9


Между ля и си ........ 15/8 : 5/3 = 9/8


Между си и до ........... 2 : 15/8 = 16/15 (замедление)


Различия между нотами, или различия в их высоте, имеют название интервалов.

Мы замечаем, что существует три вида интервалов в октаве: 9/8, 10/9, 16/15,

которым в целых числах соответствуют 405, 400, 384. Наименьший интервал 16/15

случается между ми и фа и между си и до.

Именно в этих местах происходит замедление октавы.


В отношении музыкальной гаммы семи тонов теоретически считается, что между

каждыми двумя нотами имеются два полутона, кроме интервалов ми -- фа и си

-- до, где есть только один полутон. Считается, что там один полутон

отсутствует:


ДО ........... до диез ---- ......... ре бемоль


РЕ ............ ре диез ---- ......... ми бемоль


МИ .. ------------------ ... фа бемоль


ФА ........... фа диез ---- ........ соль бемоль


СОЛЬ .. соль диез ---- .......... ля бемоль


ЛЯ ........... ля диез ---- .......... си бемоль


СИ ... ------------------ .... до бемоль


Итак, получается двадцать нот, из которых восемь--основных: до, ре,

ми, фа, соль, ля, си, до;

двенадцать -- промежуточных, т. е. по две между каждыми из следующих двух нот:


ДО -------- РЕ


РЕ -------- МИ


ФА -------- СОЛЬ


СОЛЬ ------ ЛЯ


ЛЯ -------- СИ


и по одной между каждыми из следующих двух нот:


МИ -------- ФА


СИ -------- ДО


Но на практике, т. е. в музыке, вместо двенадцати промежуточных полутонов

берут только пять, т. е. по одному полутону между:


ДО -------- РЕ


РЕ -------- МИ


ФА -------- СОЛЬ


СОЛЬ ------ ЛЯ


ЛЯ -------- СИ


Между ми и фа, а также между си и до

полутон вообще не берется. Таким образом, строение музыкальной гаммы семи тонов

дает схему космического закона 'интервалов', или отсутствующих полутонов.


Если об октавах говорится только в 'космическом' или 'механическом' смысле,

'интервалами' называются только те, которые находятся между ми и фа

и си и до.


Если мы достигнем полного понимания Закона Октав, он даст нам во всех

отношениях новое объяснение всей жизни в целом. прогресса и развития явлений на

всех планах вселенной, наблюдаемых нами. Этот закон поясняет, почему в природе

нет ровный линии, а также то, почему мы не можем ни думать, ни делать, почему у

нас все думается, почему у нас все случается -- и обычно случается

совсем не так, как мы хотим или ожидаем. Все это--отражение и прямое следствие

интервалов, или замедлении в развитии вибраций.


Что же в точности происходит в момент замедления вибрации? Происходит

отклонение от первоначального направления. Октава начинается в направлении,

указанном стрелкой:




Но между ми и фа происходит отклонение; линия, которая

началась от до, меняет направление:




и через фа, соль, ля и си уходит вниз

под углом к первоначальному направлению, указанному первыми тремя нотами. Между

си и до встречается второй 'интервал' -- добавочное отклонение

и дальнейшее изменение направления.




Следующая октава дает более явное отклонение, а следующая за ней -- еще более

заметное, так что линия октав может в конце концов сделать полный поворот

кругом и развиваться в направлении, которое противоположно первоначальному:




Развиваясь далее, линия октав, или линия развития вибраций, может вернуться

к своему первоначальному направлению, другими словами, завершить круг.




Закон показывает, почему в нашей деятельности никогда не бывает