Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

сейчас

даже трудно определить сам термин 'психология', т.е. сказать, что же такое

психология и что она изучает. И это так, несмотря на то, что еще никогда в

истории не было такого множества психологических теорий и книг по психологии.


Психологию иногда называют новой наукой. Это совершенно неверно. Психология,

конечно же, древнейшая наука и, к сожалению, в главных своих чертах -- забытая

наука.


Чтобы понять, какое определение можно дать психологии, необходимо знать о

том, что психология, исключая Новое время, никогда не существовала под своим

собственным именем. По тем или иным причинам психология всегда подозревалась в неправедных

или подрывных тенденциях в религии, политике или морали, а потому должна

была носить различные маски.


На протяжении тысячелетий психология существовала под именем философии. В

Индии все формы йоги, представляющей собой, по сути, психологию, приписаны к

одной из шести философских систем. Учения суфиев, которые опять-таки в

основном являются психологическими, рассматриваются частью как религиозные, а

частью как метафизические. Совсем недавно, в последние десятилетия XIX в.,

многие работы по психологии считались в Европе философскими. И это вопреки

тому, что почти всеми разделами философии, занятыми работой человеческого ума и

органов чувств, такими, как логика, теория познания, эстетика, психология

рассматривалась как подчиненная философии и обращенная только к низшим и самым

тривиальным сторонам человеческой природы.


Параллельно своему существованию под видом философии психология еще дольше

существовала в связи с той или иной религией. Это не значит, будто религия и

психология когда-либо были тождественны или что связь религии и психологии

осознавалась. Но нет сомнений в том, что почти все известные нам религии -- я не

имею в виду, конечно, современные подделки -- развивали то или иное

психологическое учение, нередко связанное с определенного рода практикой, так

что изучение религии очень часто включает в себя и изучение психологии.


Есть множество превосходных работ по психологии во вполне ортодоксальной

религиозной литературе различных стран и эпох.


Например, раннее христианство дало целую коллекцию книг разных авторов под

общим названием 'Филокалия'1 которое используется и в наше время в

восточной церкви, в особенности для обучения монахов.


1 См. Добротолюбие. т. 1 -- 5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра,

1993. (Здесь и далее примеч. пep.)


В те времена, когда психология сочеталась с философией и религией, она

существовала также в форме искусства. Поэзия, драма, скульптура, танец, даже

архитектура были средствами передачи психологического знания. Например,

готические соборы были психологическими творениями, в своем основном

назначении.


В древности, до того как философия, религия и искусство отделились друг от

друга и приняли известную нам ныне форму, психология существовала в форме мистерии

-- например, в Египте и в античной Греции.


Позже, вместе с исчезновением мистерий, психология существовала в форме символических

учений, котор1ле иногда выступали в связи с современными им религиями, а

иногда и независимо от них: астрология, алхимия, магия, а в более близкие нам

времена -- масонство, оккультизм и теософия.


Здесь необходимо отметить, что все психологические системы и доктрины, те,

что существуют или существовали открыто, либо те, что вели тайное и

замаскированное существование, могут быть подразделены на две главные

категории.


Первая: системы, изучающие человека таким, как они его находят, либо

таким, каким он ими предполагается или представляется. Современная

'научная' психология, вернее, то, что носит это имя, принадлежит к этой

категории.


Вторая: системы, которые изучают человека не с точки зрения того, каким он

является или кажется, но с точки зрения становления, т. е. возможной

эволюции.


Только последние системы являются изначальными либо, во всяком случае,

древнейшими, и только по ним можно установить преданные забвению истоки и смысл

психологии.


Когда мы поймем