сейчас
даже трудно определить сам термин 'психология', т.е. сказать, что же такое
психология и что она изучает. И это так, несмотря на то, что еще никогда в
истории не было такого множества психологических теорий и книг по психологии.
Психологию иногда называют новой наукой. Это совершенно неверно. Психология,
конечно же, древнейшая наука и, к сожалению, в главных своих чертах -- забытая
наука.
Чтобы понять, какое определение можно дать психологии, необходимо знать о
том, что психология, исключая Новое время, никогда не существовала под своим
собственным именем. По тем или иным причинам психология всегда подозревалась в неправедных
или подрывных тенденциях в религии, политике или морали, а потому должна
была носить различные маски.
На протяжении тысячелетий психология существовала под именем философии. В
Индии все формы йоги, представляющей собой, по сути, психологию, приписаны к
одной из шести философских систем. Учения суфиев, которые опять-таки в
основном являются психологическими, рассматриваются частью как религиозные, а
частью как метафизические. Совсем недавно, в последние десятилетия XIX в.,
многие работы по психологии считались в Европе философскими. И это вопреки
тому, что почти всеми разделами философии, занятыми работой человеческого ума и
органов чувств, такими, как логика, теория познания, эстетика, психология
рассматривалась как подчиненная философии и обращенная только к низшим и самым
тривиальным сторонам человеческой природы.
Параллельно своему существованию под видом философии психология еще дольше
существовала в связи с той или иной религией. Это не значит, будто религия и
психология когда-либо были тождественны или что связь религии и психологии
осознавалась. Но нет сомнений в том, что почти все известные нам религии -- я не
имею в виду, конечно, современные подделки -- развивали то или иное
психологическое учение, нередко связанное с определенного рода практикой, так
что изучение религии очень часто включает в себя и изучение психологии.
Есть множество превосходных работ по психологии во вполне ортодоксальной
религиозной литературе различных стран и эпох.
Например, раннее христианство дало целую коллекцию книг разных авторов под
общим названием 'Филокалия'1 которое используется и в наше время в
восточной церкви, в особенности для обучения монахов.
1 См. Добротолюбие. т. 1 -- 5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра,
1993. (Здесь и далее примеч. пep.)
В те времена, когда психология сочеталась с философией и религией, она
существовала также в форме искусства. Поэзия, драма, скульптура, танец, даже
архитектура были средствами передачи психологического знания. Например,
готические соборы были психологическими творениями, в своем основном
назначении.
В древности, до того как философия, религия и искусство отделились друг от
друга и приняли известную нам ныне форму, психология существовала в форме мистерии
-- например, в Египте и в античной Греции.
Позже, вместе с исчезновением мистерий, психология существовала в форме символических
учений, котор1ле иногда выступали в связи с современными им религиями, а
иногда и независимо от них: астрология, алхимия, магия, а в более близкие нам
времена -- масонство, оккультизм и теософия.
Здесь необходимо отметить, что все психологические системы и доктрины, те,
что существуют или существовали открыто, либо те, что вели тайное и
замаскированное существование, могут быть подразделены на две главные
категории.
Первая: системы, изучающие человека таким, как они его находят, либо
таким, каким он ими предполагается или представляется. Современная
'научная' психология, вернее, то, что носит это имя, принадлежит к этой
категории.
Вторая: системы, которые изучают человека не с точки зрения того, каким он
является или кажется, но с точки зрения становления, т. е. возможной
эволюции.
Только последние системы являются изначальными либо, во всяком случае,
древнейшими, и только по ним можно установить преданные забвению истоки и смысл
психологии.