Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

мира 1; движения его соответственно более медленны, а материя, состоящая

из подобных атомов, на столько же плотнее. Семь миров Луча творения

представляют собой семь порядков материальности. Материальность Луны разнится с

материальностью Земли; материальность Земли отличается от материальности мира

планет, а материальность мира планет -- от материальности Солнца и так далее

(см. рис. 11).




Рис.

11. Относительные плотноти.


 


Таким образом, вместо представления о единственной материи у нас имеется

семь ее родов, но обычное понятие материальности едва охватывает материальность

миров 48 и 96. Материя мира 24 весьма разрежена, чтобы она могла бы считаться

материей с точки зрения физики и химии; такая материя на практике является

гипотетической. Более тонкая материя мира 12 совсем не имеет признаков

материальности для обычных методов исследования. Все разряды материи,

принадлежащие к различным порядкам вселенной, не отделены друг от друга в виде

слоев, а перемешаны или, вернее, взаимно проникают друг в друга. Мы получим

представление о таком взаимопроникновении материи различной плотности, если

изучим известные нам примеры проникновения одного вида материи в материю

другого вида. Кусок дерева может пропитаться водой, а вода, в свою очередь,

может быть насыщена газом. Сходное соотношение между различными видами материи

наблюдается во всей вселенной: тонкие виды материи проникают в грубые. Материя,

которая обладает постижимыми для нас признаками материальности, имеет несколько

состоянии, которые соответствуют ее плотности, т. е. бывает твердой, жидкой или

газообразной. Дальнейшие градации материи -- это лучистая энергия, т. е.

электричество, свет и т. п., 'психо-физические излучения', 'животный магнетизм'

и так далее. На любом плане, т. е. на каждом уровне материальности, можно найти

сходные соотношения и подразделения разных состоянии данной материи; однако,

как уже было сказано, материя высшего плана для низших планов вообще не

является материальной. Вся материя мира. который окружает нас, пища, которую мы

употребляем, вода, которую пьем, воздух, которым дышим, камни, из которых

построены наши дома, наши собственные тела -- все это пронизано всеми

существующими во вселенной видами материи. Не обязательно изучать или

исследовать Солнце, чтобы обнаружить материю солнечного мира: эта материя

находится в нас самих как результат деления наших атомов.


Также мы имеем в себе материю всех других миров. Человек -- это миниатюрная

вселенная к полном смысле слова: в нем присутствуют все виды материи, из

которых состоит и вселенная; в нем работают те же законы и силы, что управляют

жизнью вселенной;


следовательно, изучая человека, мы можем изучать весь мир, а исследуя мир,

можем изучать человека.


И все же провести полную параллель между человеком и миром можно, только

взяв человека в полном смысле слова, т. е. человека, V которого развиты все

врожденные силы. Человека неразвитого. не завершившего своей эволюции, нельзя

рассматривать как картину или план вселенной: это -- образ незаконченного мира.


Из фрагментов древних учений собрано много теорий, которые в последнее время

распространены в массах. Некоторые такие теории довольно-таки широко описывают

всевозможные уровни и планы вселенной, а также разные тела человека, состоящие

из веществ высших планов. Многое в тех учениях и теориях, что относится к

тонким телам человека, стоит недалеко от истины; в то же время следует внести в

это существенные поправки. Необходимо ввести понятие относительности.


Уже отмечалось, что изучение себя должно идти совместно с изучением

основных законов вселенной. Эти законы одни и те же везде, на всех планах.

Но, проявляясь в разных мирах, т. е. в разных условиях, одни и те же законы

производят неодинаковые явления. Исследование отношения законов к планам, на

которых они проявляются, подводит нас к изучению относительности.


Понятие относительности занимает в этом учении крайне важное положение, и мы

еще будем возвращаться к нему впоследствии. Прежде всего нужно уразуметь

относительность каждой