года я жил в Лондоне, и организовал для них курс лекций. В
этих лекциях я попытался дать ответ на вопросы, разъяснить открытое мною после
написания этих двух книг, дать представление о направленности моей работы.
В 1934 г. я написал пять предварительных лекций, дающих общее представление
о моих исследованиях и об основных линиях работы вместе со мною определенного
числа лиц. Невозможно было вместить все это в одну-две или даже три лекции, я
всегда предупреждал, что от одной-двух лекций мало толку, и только пять, а
лучше десять лекций могут дать представление о моей работе. С тех пор я, читая
эти лекции, корректировал и переписывал их все это время.
В целом я находил организацию удовлетворительной. Пять лекций читались в
моем присутствии или без меня; слушатели задавали вопросы; если они стремились
следовать данным им советам и указаниям, относящимся в основном к
самонаблюдению и определенной самодисциплине, то у них постепенно возникало
вполне достаточное рабочее понимание того, чем я занимался.
Конечно, все это время я сознавал, что пяти лекций недостаточно, и в
беседах, которые следовали за ними, я развивал и расширял эти предварительные
данные, стремясь показать людям их положение относительно Нового Знания.
Я нахожу, что главной трудностью для большинства было осознание того, что
они действительно слышат новые вещи, ранее ими не слышанные.
Они не обязательно это формулировали, но умом своим они всегда этому
противоречили и переводили услышанное на привычный им язык, каким бы он ни был.
А это я, конечно, не мог принимать в расчет.
Я знаю, нелегко осознать, что слышишь новые вещи. Мы приучены к
старым мелодиям и мотивам, мы уже давно перестали надеяться и верить, что может
быть нечто новое. И когда мы слышим новое, то принимаем его за старое или
думаем, будто можно объяснить и истолковать новое старым. Совершенно верно, что
это трудное дело -- осознать возможность и необходимость совершенно новых идей;
это требует со временем переоценки всех привычных ценностей.
Я не могу гарантировать вам того, что вы услышите с самого начала эти новые,
то есть не слышанные ранее, идеи; но если вы терпеливы, то скоро начнете
замечать их. И тогда я желаю вам не пропустить их и постараться не толковать их
по-старому.
Нью-Йорк. 1945 г.
ПЕРВАЯ
ЛЕКЦИЯ
Изучение психологии. -- Низкий уровень
современной психологии. -- Происхождение и значение психологии. -- Является ли
психология новой наукой? -- Сомнения в благонадежности психологии. -- Маски
психологии. -- Психология и философия. -- Психология и религия. -- Психология и
искусство. -- Психология и эволюция человека. -- Что означает эволюция человека.
-- Человек, как он о себе думает. -- Человек, как он есть. -- Человек, каким он
может стать. -- Условия развития человека. -- Человек как машина. -- Что человек приписывает
себе и чем обладает в действительности. -- Человек не знает себя. -- Он не может
делать. -- Он не един. -- У него нет постоянного 'Я'. -- Диаграмма человека. --
Множество 'я' в человеке. -- Он не сознателен. -- У него нет воли. -- Изучение
сознания. -- Степени сознания. -- Четыре состояния сознания, возможные для человека. -- Память и сознание. --
Приобретение контроля над тремя. состоянями сознания. -- Психология как
самоизучение. -- Функции человека. -- Интеллект. -- Эмоции. -- Инстинктивная
функция. --Двигательная функция. -- Сексуальная функция. -- Две неизвестные
функции, появляющиеся лишь в высших состояниях сознания. -- Рассмотрение
интеллекта и эмоции. -- Их главное различие. -- Полезные и бесполезные функции. --
Наблюдения за функциями в различных состояниях сознания.
Я буду говорить о психологии, но должен вас предупредить, что психология, о
которой пойдет речь, сильно отличается от всего того, что известно под этим
именем.
Прежде всего я должен сказать, что никогда еще в истории психология не
находилась на столь низком уровне, как сегодня. Она утратила всякое