Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

года я жил в Лондоне, и организовал для них курс лекций. В

этих лекциях я попытался дать ответ на вопросы, разъяснить открытое мною после

написания этих двух книг, дать представление о направленности моей работы.


В 1934 г. я написал пять предварительных лекций, дающих общее представление

о моих исследованиях и об основных линиях работы вместе со мною определенного

числа лиц. Невозможно было вместить все это в одну-две или даже три лекции, я

всегда предупреждал, что от одной-двух лекций мало толку, и только пять, а

лучше десять лекций могут дать представление о моей работе. С тех пор я, читая

эти лекции, корректировал и переписывал их все это время.


В целом я находил организацию удовлетворительной. Пять лекций читались в

моем присутствии или без меня; слушатели задавали вопросы; если они стремились

следовать данным им советам и указаниям, относящимся в основном к

самонаблюдению и определенной самодисциплине, то у них постепенно возникало

вполне достаточное рабочее понимание того, чем я занимался.


Конечно, все это время я сознавал, что пяти лекций недостаточно, и в

беседах, которые следовали за ними, я развивал и расширял эти предварительные

данные, стремясь показать людям их положение относительно Нового Знания.


Я нахожу, что главной трудностью для большинства было осознание того, что

они действительно слышат новые вещи, ранее ими не слышанные.


Они не обязательно это формулировали, но умом своим они всегда этому

противоречили и переводили услышанное на привычный им язык, каким бы он ни был.

А это я, конечно, не мог принимать в расчет.


Я знаю, нелегко осознать, что слышишь новые вещи. Мы приучены к

старым мелодиям и мотивам, мы уже давно перестали надеяться и верить, что может

быть нечто новое. И когда мы слышим новое, то принимаем его за старое или

думаем, будто можно объяснить и истолковать новое старым. Совершенно верно, что

это трудное дело -- осознать возможность и необходимость совершенно новых идей;

это требует со временем переоценки всех привычных ценностей.


Я не могу гарантировать вам того, что вы услышите с самого начала эти новые,

то есть не слышанные ранее, идеи; но если вы терпеливы, то скоро начнете

замечать их. И тогда я желаю вам не пропустить их и постараться не толковать их

по-старому.


Нью-Йорк. 1945 г.










ПЕРВАЯ

ЛЕКЦИЯ


Изучение психологии. -- Низкий уровень

современной психологии. -- Происхождение и значение психологии. -- Является ли

психология новой наукой? -- Сомнения в благонадежности психологии. -- Маски

психологии. -- Психология и философия. -- Психология и религия. -- Психология и

искусство. -- Психология и эволюция человека. -- Что означает эволюция человека.

-- Человек, как он о себе думает. -- Человек, как он есть. -- Человек, каким он

может стать. -- Условия развития человека. -- Человек как машина. -- Что человек приписывает

себе и чем обладает в действительности. -- Человек не знает себя. -- Он не может

делать. -- Он не един. -- У него нет постоянного 'Я'. -- Диаграмма человека. --

Множество 'я' в человеке. -- Он не сознателен. -- У него нет воли. -- Изучение

сознания. -- Степени сознания. -- Четыре состояния сознания, возможные для человека. -- Память и сознание. --

Приобретение контроля над тремя. состоянями сознания. -- Психология как

самоизучение. -- Функции человека. -- Интеллект. -- Эмоции. -- Инстинктивная

функция. --Двигательная функция. -- Сексуальная функция. -- Две неизвестные

функции, появляющиеся лишь в высших состояниях сознания. -- Рассмотрение

интеллекта и эмоции. -- Их главное различие. -- Полезные и бесполезные функции. --

Наблюдения за функциями в различных состояниях сознания.


 


Я буду говорить о психологии, но должен вас предупредить, что психология, о

которой пойдет речь, сильно отличается от всего того, что известно под этим

именем.


Прежде всего я должен сказать, что никогда еще в истории психология не

находилась на столь низком уровне, как сегодня. Она утратила всякое

соприкосновение со своими истоками и смыслом, а потому