для нового или неожиданного явления. Такой поиск или изобретение слов
для неизвестных вещей не имеет ничего общего с пониманием. Напротив, если б нам
удалось избавиться от половины наших слов, наши шансы обрести понимание
увеличились бы.
Если спросить самих себя, что значит понимать или не понимать человека, то
мы должны подумать сначала, можем ли мы говорить с ним на его языке.
Естественно, два человека без общего языка не смогут понять друг друга. Он
должен иметься, либо им нужно прийти к согласию относительно каких-то знаков
или символов, которыми они будут обозначать вещи. Но предположите, что во время
разговора вы приходите к разногласию относительно значения некоторых знаков или
символов; тогда вы вновь друг друга не понимаете.
Из этого следует принцип, согласно которому вы не можете понимать и не
соглашаться. В обычной беседе мы очень часто говорим: 'Я его понимаю, но
согласиться с ним не могу'. С точки зрения изучаемой нами системы это
невозможно. Если вы понимаете другого человека, вы с ним согласны; если не
согласны, то не понимаете.
Эту идею трудно принять: это значит, ее трудно понять.
Как я только что сказал, у человека имеются две стороны, которые должны
развиваться в случае нормального хода его эволюции: знание и бытие. Но ни
знание, ни бытие не могут оставаться в одном и том же состоянии. Если любая из
них не становится больше и сильнее, она делается меньше и слабее.
Понимание можно сравнить со средним арифметическим между знанием и
бытием. Оно показывает необходимость одновременного роста знания и бытия. Рост
только одного и уменьшение другого не изменит среднего арифметического.
Это объясняет также, почему 'понять' -- значит согласиться. Люди, понимающие
друг друга, должны не только обладать равным знанием, у них должно быть
одинаковое бытие. Только тогда возможно взаимопонимание.
Другая распространенная -- особенно в наше время -- ложная идея заключается в
том, что понимание может быть различным, что люди могут, а тем самым и
имеют право понимать одну и ту же вещь по-разному.
С точки зрения системы это совершенно неверно. Понимание не может быть
разным. Понимание может быть только одно, все остальное -- непонимание
или несовершенное понимание.
Но люди часто полагают, что они понимают вещи по-разному. Мы видим каждый
день примеры. Как объяснить это кажущееся противоречие?
В действительности нет противоречий. Понимание означает понимание части в
отношении ее к целому. Но идея целого может различаться у людей в соответствии
с их бытием и знанием. Вот почему опять нужна система. Люди учатся понимать,
понимая систему и все остальное в отношении к системе.
Но пока речь идет об обычном уровне, без всякого представления о школе или
системе, тут нужно признать, что понимании столько же, сколько людей. Всяк все
понимает по-своему или в соответствии с тем или иным механическим навыком или
привычкой, но все это субъективное и относительное понимание. Путь к объективному
пониманию лежит через школьные системы и изменение бытия.
Чтобы объяснить это, мне нужно вернуться к подразделению на семь категорий.
Есть громадная разница между людьми No 1, No 2, No 3, с одной стороны, и людьми
высших категорий -- с другой. Подлинное различие даже больше, чем мы можем себе
представить. Оно столь велико, что вся жизнь с этой точки зрения может быть
разделена на две концентрические окружности -- внутренний круг и внешний круг
человечества.
К внутреннему кругу принадлежат люди No 5, 6 и 7, к внешнему кругу -- люди No
1, 2 и 3. Люди No 4 стоят на пороге внутреннего круга или находятся между двумя
кругами.
Внутренний круг, в свою очередь, разделяется на три концентрических круга:
глубочайщий, к которому принадлежат люди No 7, средний, к которому принадлежат
люди No 6, и внешний внутренний круг, к которому принадлежат люди No 5.
Это деление нас в данный момент не касается, для нас три внутренних круга
образуют один.
Внешний круг, в котором мы живем, имеет несколько имен, обозначающих