6, No 7. Это означает наличие семи категорий бытия: бытие No 1, No 2, No 3, и
т. д. Вдобавок нам уже известны более тонкие подразделения. Мы знаем, что могут
быть самые различные люди No 1, самые различные люди No 2 и No 3. Они могут жить
полностью под влиянием А, под равным воздействием А и В, под большим влиянием
В. Они могут обладать магнетическим центром. Они могут вступить в
соприкосновение с влиянием школы или влиянием С. Они могут быть на пути к
человеку No 4. Все эти категории указывают на различные уровни бытия.
Идея бытия стала самим основанием мышления и высказывания о человеке в
религиозной мысли. Все другие подразделения считались неважными в сравнении с
религиозным: люди делились на язычников, неверующих или еретиков, с одной
стороны, и на истинно верующих, праведников, святых, пророков -- с другой. Все
эти определения относились не к различиям во взглядах и убеждениях, т. е.
относились не к знанию, но к бытию.
В современной мысли люди игнорируют идею бытия и различные его уровни.
Напротив, они верят в то, что чем больше в бытии человека разногласий и
противоречий, тем он интереснее, тем больше блеска. Широко признано, молчаливо
и даже не всегда молчаливо, что человек может предаваться лжи, быть эгоистом,
ненадежным, неразумным, извращенным -- и все-таки быть великим ученым, философом
или художником. Конечно, это совершенно невозможно. Такая несовместимость
различных черт в чьем-либо бытии, считающаяся признаком его оригинальности, на
деле означает слабость. Нельзя быть великим мыслителем или художником с
извращенным или неустойчивым умом, так же как профессиональным боксером или
цирковым атлетом не может стать чахоточный. Широкое распространение идеи, будто
непостоянство и аморальность означают оригинальность, несет ответственность за
многочисленные научные, художественные и религиозные подделки нашего времени, а
возможно, и всех времен.
Необходимо ясно понять, что означает бытие и почему оно должно расти
и развиваться наряду со знанием, но независимо от него.
Если знание перерастает бытие или бытие перерастает знание, результатом в
обеих случаях всегда будет одностороннее развитие, одностороннее развитие не
может идти далеко. Оно неизбежно приходит к серьезному внутреннему противоречию
и останавливается.
Чуть позже мы можем поговорить о различных видах одностороннего развития и их
итогах. В жизни мы обычно встречаемся только с одним из них, когда знание
перерастает бытие. Итогом оказывается превращение в догму каких-либо идей и
последующая остановка развития знания из-за утраты понимания.
Теперь я скажу о понимании.
Что такое понимание?
Попробуйте сами задать себе этот вопрос, и вы увидите, что ответа нет. Вы
всегда смешивали понимание со знанием или наличием информации.
Но знать и понимать -- это две совершенно различные вещи, и вам нужно научиться
их различать.
Чтобы понять какую-то вещь, вам требуется рассмотреть ее связи с каким-то
более обширным предметом, более широким целым и возможные следствия такой
связи. Понимание всегда есть понимание меньшей проблемы в отношении к большей
проблеме.
Предположим, например, я показываю вам старый русский серебряный рубль. Это
была монета размером с полкроны и соответствовала двум шиллингам с одним пенни.
Вы можете разглядывать ее, изучать ее, заметить, какого она года чеканки, все
разузнать про царя, лицо которого выбито на монете, и даже провести химический
анализ и определить полное содержание серебра. Вы можете выучить значение слова
'рубль' и как его использовать. Вы можете выучить все это и, наверное, много
больше, но вы не поймете смысла этого слова, если не выясните, что до
войны его покупательная способность примерно соответствовала нынешнему
английскому фунту, а нынешний бумажный рубль в большевистской России едва ли
соответствует фартингу. Если вы это откроете, то вы поймете нечто о
рубле, а возможно, и о некоторых других вещах, потому что понимание одной вещи
прямо ведет к пониманию многих других.
Люди часто думают, что понимание означает обнаружение имени, слова, титула,