отождествиться с собственными усилиями.
Основанием должно быть понимание того факта, что мы не помним себя, но что в то
же самое время мы в силах себя вспомнить, если мы приложим достаточные
усилия и правильным образом.
Мы не можем стать сознательными усилием воли, как только нам захочется, так
как у нас нет власти над состояниями сознания Но мы можем на короткое время вспомнить
себя усилием воли. поскольку над нашими мыслями мы располагаем известным
контролем. И если мы начнем вспоминать себя при помощи особого способа
мышления, т. е. осознавая, что мы не помним себя, что никто себя не помнит, и
понимая все, что это означает, тогда это приведет нас к сознанию.
Вы должны помнить, что нами найдено слабое место в стенах механичности.
Таково знание о том, что мы себя не помним, и осознание того, что мы можем
постараться помнить себя. Вплоть до этого момента нашей задачей было только
изучение себя. Теперь вместе с пониманием необходимости действительных в нас
изменении начинается работа.
В дальнейшем вы узнаете, что практика самовоспоминания, связанная с
самонаблюдением и с борьбою против воображения, имеет не только психологическое
значение. Она изменяет также тончайшие стороны нашего метаболизма и производит
определенные химические, лучше было сказать, алхимические последствия в нашем
теле. Так что от психологии сегодня мы пришли к алхимии, т. е. к идее
трансформации грубых элементов в более тонкие.
ПЯТАЯ
ЛЕКЦИЯ
Две линии развития человека: знание и
бытие. -- Забытая в современной мысли идея. -- Что значит понимание? -- Пример с
серебряным рублем. -- Что люди часто понимают под пониманием. -- Возможно ли
понимать и не соглашаться? -- Возможны ли разные понимания одного и того же? --
Как понимают вещи люди с разным уровнем понимания. -- Внутренний и внешний круги
человечества. -- Подразделения во внутреннем круге. -- Внешний круг -- круг, где
люди не понимают друг друга. -- Возможность понимания зависит от проникновения
во внутренний круг. -- Язык внутреннего круга. -- Можно ли видеть бытие другого
человека? -- Дальнейшее рассмотрение центров. -- Деление каждого центра на три
части: механическую, эмоциональную и интеллектуальную. -- Изучение внимания. --
Формирующее мышление. -- Интеллектуальные части центров. -- Что происходит, когда
человек начинает помнить себя.
Относительно изучения возможного развития человека я должен сделать очень
важное утверждение.
У человека есть две стороны, требующие развития, иначе говоря, имеются две
линии возможного совершенствования, которые должны развиваться одновременно.
Эти две стороны человека или две линии возможного развития суть знание
и бытие.
Я уже неоднократно говорил о необходимости развития знания, в особенности
знания себя, поскольку одной из самых типичных черт нынешнего состояния
человека является то, что он себя не знает.
Как правило, люди понимают идеи о различных уровнях знания, идею
относительности знания и необходимости совершенно нового знания.
То, чего они по большей части не понимают, это идеи бытия, как
чего-то совершенно отдельного от знания; и далее идеи об относительности бытия,
возможности различных уровней бытия и необходимости развития бытия отдельно от
развития знания.
Русский философ Владимир Соловьев использовал термин 'бытие' в своих
работах, говоря о бытии камня, бытии растения, бытии животного, бытии человека
и о божественном бытии.
Это лучше, чем обычное понятие бытия, поскольку обычно бытие человека
рассматривается так, словно оно ничем не отличается от бытия камня, растения
или животного. С обычной точки зрения камень, растение или животное есть
или существуют, точно так же как человек есть или существует.
В действительности они существуют совсем по-разному. Но подразделение Соловьева
недостаточно. Такой вещи, как бытие человека, нет. Люди для этого
слишком различны. Я уже объяснял, что с точки зрения изучаемой нами системы
понятие человека подразделяется на семь понятий: человек No 1, No 2, No 3, No 4, No