бы в наше новое существо и стали постоянными. А это
означало бы, что от них нам навеки не освободиться. К счастью для нас, такое
случиться не может.
Единственное, что хорошо в нашем нынешнем состоянии, это отсутствие
постоянства чего бы то ни было. Если бы что-нибудь из нашего нынешнего
состояния сделалось постоянным, это означало бы безумие. Только у сумасшедших
есть постоянное Эго.
Между прочим, этот факт избавляет нас от еще одного ложного термина,
проникшего в язык сегодняшней психологии из так называемого психоанализа: я
имею в виду слово 'комплекс'. В нашем психологическом устройстве нет ничего,
что соответствовало бы идее 'комплекса'. В психиатрии XIX в. то, что сегодня
именуется 'комплексом', называлось 'навязчивой идеей', а последняя
рассматривалась как признак безумия. И это остается совершенно верным.
У нормального человека нет 'навязчивых идей', 'комплексов' или
'пристрастий'. Полезно об этом помнить, если кто-нибудь попытается найти у вас
комплексы. У нас и так предостаточно дурных черт и наши шансы достаточно малы и
без всяких комплексов.
Возвращаясь теперь к вопросу о работе над собой, мы должны спросить, каковы
все-таки наши шансы. Нам нужно открыть у себя функции и проявления, которые мы,
в известной степени, можем контролировать, и нам нужно упражняться в этом
контроле, Стремясь, насколько это возможно, увеличить его. Например, у Нас есть
определенный контроль за нашими движениями, и во многих школах, особенно на
Востоке, работа над собой начинается с достижения сколь возможно полного
контроля над движениями. Но это требует специальной тренировки, очень большого
времени, обучения сложной системе упражнений. В условиях современной жизни у
нас имеется больший контроль над нашими мыслями и в соответствии с этим есть
специальный метод, посредством которого мы можем вести работу по развитию
нашего сознания, используя самый послушный нашей воле инструмент, а именно наш ум,
или интеллектуальный центр.
Для большей ясности постарайтесь припомнить, что над сознанием у нас нет
никакого контроля. Когда я говорил, что мы можем стать более сознательными, что
человек может на мгновение стать сознательным, если просто спросить у него,
сознателен он или нет, я использовал слова 'сознательный' и 'сознание' в
относительном смысле. Есть множество уровней сознания, и каждый более высокий
уровень означает 'сознательность' в отношении к низшему уровню. Но если над
самим сознанием у нас нет контроля, то мы располагаем известным контролем над
нашим мышлением по поводу сознания, и мы можем так строить наше мышление, чтобы
приводить к сознанию. Я имею в виду следующее: придавая нашим мыслям
направление, которое они имели бы в момент сознания, мы можем тем самым
стимулировать сознание.
Теперь попытайтесь мысленно оформить то, что вы заметили, когда старались
наблюдать за собой.
Вы заметили три вещи. Во-первых, что вы себя не помните, т.
е. вы не отдаете себе отчета о самих себе, когда стараетесь за собой наблюдать.
Во-вторых, наблюдение затрудняется непрерывным потоком мыслен, образов, эхом
прошлых разговоров, отрывками эмоции, текущих сквозь наш ум и очень часто
отвлекающих внимание от наблюдения. И в-третьих, что в то самое мгновение, как
вы начали наблюдение над собой, что-то включает в вас воображение, и
самонаблюдение, если бы действительно пытаетесь осуществить сто, представляет
постоянную борьбу с воображением,
Теперь укажем главный пункт работы над собой. Если кто-то понимает, что все
трудности в работе зависят от того, что он не может помнить себя, то он
уже знает, что он должен делать.
Он должен пытаться помнить себя.
Для этого нужно вести борьбу с механическими мыслями и воображением.
Если она ведется добросовестно и упорно, то результаты будут налицо в
сравнительно краткое время. Но не нужно думать, будто это легкое дело и можно
сразу овладеть этой практикой.
Самовоспоминание, так называется эта практика, вещь очень трудная,
научиться применять ее нелегко. Самовоспоминание не должно основываться на