эмоции. Нет такого наслаждения, нет такой радости, которыми человек не
поступился бы по малейшему поводу, но он никогда не принесет в жертву своего
страдания. И в известном смысле у него есть для этого причина.
Вполне в духе владеющих им предрассудков человек ожидает получить нечто за
отказ от удовольствий, но он ничего не ожидает за жертву своими страданиями. Он
преисполнен ложных идеи о страдании, он по-прежнему думает, будто страдания
ниспосланы ему Богом или богами в наказание, а то и в назидание. Он даже
испугается, услышав о возможности столь простого избавления от страданий. Эту
идею трудно принять потому, что существуют многочисленные страдания, от которых
человеку действительно не избавиться, наряду со многими другими, полностью
зависимыми от человеческого воображения. Он не может и не хочет отказаться от
них, скажем, от идеи несправедливости и веры в возможность уничтожения
несправедливости.
Кроме того, у многих людей нет ничего, кроме отрицательных эмоций. Все их
'Я' негативны. Если у них отнять отрицательные эмоции, то они просто развалятся
и рассеются, как дым.
А что случилось бы со всей нашей жизнью без отрицательных эмоций? Что
произошло бы с тем, что мы называем искусством: театром, драмой, большинством
романов?
К сожалению, нет ни малейших шансов на исчезновение отрицательных эмоций.
Они могут быть побеждены и могут исчезнуть только с помощью школьного знания и
школьных методов. Борьба с отрицательными эмоциями представляет собой составную
часть школьной подготовки, и она прямо связана со всей школьной работой.
Каково происхождение отрицательных эмоций, если они искусственны,
неестественны и бесполезны? Так как происхождение человека нам неизвестно, мы
не можем обсуждать этот вопрос и можем вести речь только о происхождении
отрицательных эмоций касательно нас и нашей жизни. Например, наблюдая за
детьми, мы видим, как их учат отрицательным эмоциям, как они
сами им обучаются путем подражания взрослым и детям постарше.
Если с ранних дней жизни поместить ребенка среди людей без отрицательных
эмоций, то у него, вероятно, их не будет совсем, либо их будет столь мало, что
их легко будет преодолеть путем правильного воспитания. Но в действительной
жизни все случается иначе, и с помощью всех видимых и слышимых им примеров, с
помощью чтения, кино и т. п. десятилетний ребенок уже знаком с целой шкалой
отрицательных эмоций, может воображать и воспроизводить их и отождествляться с
ними наподобие взрослого.
У взрослого отрицательные эмоции поддерживаются постоянным их оправданием и
восхвалением в литературе и искусстве, а также его личными оправданиями себя и
потворством себе. Даже утомившись от них, мы не верим, что можем от них
освободиться.
В действительности наши силы в борьбе с ними значительно более велики, чем
мы думаем, в особенности когда мы уже знаем, сколь они опасны и сколь велика
необходимость в борьбе с ними. Но мы находим им слишком много смягчающих
обстоятельств и плывем по морю жалости к самим себе или эгоизма и готовы
считать виновными кого угодно, только не самих себя.
Все только что сказанное показывает, что у нас очень странное положение
относительно нашего эмоционального центра. У него нет ни положительной, ни
отрицательной части. Большинство отрицательных функций надуманны; подавляющее
число людей ни разу в жизни не испытывало подлинных эмоций, столь заняты они
все свое время воображаемыми эмоциями.
Таким образом, нельзя сказать, что эмоциональный центр имеет две части,
положительную и отрицательную. Мы можем говорить только о наличии приятных
и неприятных эмоций и что все, являющиеся на данный момент
положительными, могут превратиться в отрицательные при малейшем поводе или
без всякого повода.
Такова истинная картина нашей эмоциональной жизни, и, если честно посмотреть
на себя, мы должны признать, что до тех пор, пока мы культивируем в себе и
восхищаемся всеми этими ядовитыми эмоциями, нам не следует ожидать развития единства,
сознания или воли. Если бы такое развитие было возможно, то все