ими эффекта лежат многочисленные сложные процессы. Любое
вещество, поступающее через рот в тело, как бы подвергается анализу,
испытывается различными путями, а затем либо принимается, либо отвергается. И
все это происходит за секунду или даже меньше. Это чудо, но в то же время тут
нет никакого чуда. Поскольку, зная о разнице в скорости центров и памятуя, что
в данном случае работает инстинктивный центр, обладающий скоростью в 30000 раз
большей, чем у интеллектуального, служащего для измерения времени, нам
становится понятно, как это происходит. Это значит, что у инстинктивного центра
для работы была не одна секунда, а около восьми часов своего собственного
времени, а за восемь часов эту работу вполне можно сделать без какой-либо
ненужной спешки, в обычной лаборатории. Так что наше представление о
необычайной скорости является чистейшей иллюзией, возникающей у нас потому, что
мы полагаем наше обычное время, время интеллектуального центра, единственно
существующим.
К этому мы еще вернемся при изучении разницы скоростей центров.
Теперь мы должны попытаться понять другую особенность центров, которая даст
нам в дальнейшем очень хороший материал для наблюдения и работы над собой.
Предполагается, что каждый центр подразделяется на две части, положительную
и отрицательную. Это разделение особенно ясно в интеллектуальном и
инстинктивном центрах.
Вся работа интеллектуального центра разделяется на две части: утверждение
и отрицание; да и нет. В каждый момент нашего
мышления перевешивает одно или другое, либо на мгновение они равны по силе в
состоянии нерешительности. Отрицательная часть интеллектуального центра столь
же полезна, как и положительная, и всякое уменьшение силы одной из них в
отношении другой ведет к умственным нарушениям.
В работе инстинктивного центра подразделение также совершенно ясно, и обе
части, положительная и отрицательная, или приятная и неприятная, в равной мере
необходимы для правильной ориентации в жизни.
Приятные ощущения вкуса, запаха, осязания, температуры, теплоты, холода,
свежего воздуха -- все они указывают на благоприятные условия для жизни;
неприятные ощущения дурного вкуса и запаха, неприятные прикосновения, чувства
подавляющей жары или крайнего холода -- все они указывают на условия, которые
могут быть опасными для жизни.
Можно со всей определенностью сказать, что без приятных и неприятных
ощущений невозможна подлинная жизненная ориентация. Они являются настоящими
вожатыми всей животной жизни на земле, и всякий дефект в них приводит к утрате
ориентации и вытекающей отсюда угрозе болезни и смерти. Подумайте, как быстро
отравился бы человек, утратив всякое чувство запаха и вкуса, либо в том случае,
если каким-то неестественным путем он победил бы в себе природное отвращение к
неприятным ощущениям.
В двигательном центре разделение на две части, положительную и
отрицательную, имеет только логический смысл: движение противопоставляется покою.
Для практики наблюдении это не имеет значения.
В эмоциональном центре на первый взгляд разделение просто и очевидно. Если
мы примем такие приятные эмоции, как радость, симпатия, привязанность,
уверенность в себе, за принадлежащие к положительной части, а к отрицательной
отнесем такие неприятные эмоции, как скука, раздражение, ревность, зависть,
страх, то все действительно очень просто. Но в действительности все значительно
сложнее.
Прежде всего, в эмоциональном центре нет естественной отрицательной части.
Большинство отрицательных эмоции искусственны; они не принадлежат
эмоциональному центру, как таковому, и основаны на инстинктивных эмоциях,
которые с ними совсем не связаны, но трансформируются посредством воображения и
отождествления. В этом подлинное значение теории Джеймса--Ланге, свое время
хорошо известной. Они настаивали на том, что все эмоции на самом деле суть
ощущения изменений во внутренних органах тканях; эти изменения предшествуют
ощущениям и являются их причиной. Это в действительности значит, что внешние
события и внутренние представления не вызывают эмоции. Внешние события и