Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

осознаете, что человек спит и какую бы работу он ни начал, он быстро

теряет интерес и продолжает поступать механически. Три линии работы необходимы

в первую очередь потому, что одна линия пробуждает человека, когда он засыпает

в отношении другой. Если человек по-настоящему работает по трем линиям, он

никогда не заснет полностью; в любом случае, спать столь счастливо он уже не

сможет, он будет все время пробуждаться и сознавать, что работа его

остановилась.


Я могу указать также на одно очень характерное различие между тремя линиями

работы.


На первой линии работа идет главным образом по изучению системы или изучению

себя, наблюдению за собой, так что требуется проявлять известную инициативу в

отношении самого себя.


На второй линии работа связана с какой-то организованной работой, когда

требуется выполнять лишь то, что сказано. Никакая инициатива не

требуется и не допускается на второй линии, и главный пункт ее -- это дисциплина

и следование в точности тому, что сказано, без привнесения каких-либо

собственных идей, даже если они могут показаться лучше, чем те, что были даны.


На третьей линии вновь проявляется инициатива, но тут требуется всегда проверять

себя и не позволять себе принимать решения вопреки правилам и принципам или

против того, что было сказано.


Я говорил ранее, что работа начинается с изучения языка. Сейчас вам было бы

полезно отдать себе отчет в том, что вы уже знаете небольшое число слов этого

нового языка и вам будет очень полезно также попробовать перечислить эти новые

слова и записать их вместе. Только записать их нужно без всякого комментария,

т. е. без интерпретации. Комментарии, интерпретации и объяснения должны быть в

вашем понимании. Вам не поместить этого на бумагу. Если б это было возможно,

изучение психологических учений было бы очень простым делом. Достаточно было бы

опубликовать своего рода словарь или глоссарий -- и люди узнали бы все, что им

нужно знать. Но, к счастью или несчастью, это невозможно, и люди должны учиться

работать каждый сам для себя.


Теперь мы должны снова вернуться к центрам и посмотреть, почему мы не можем

развиваться быстрее, без нужды в долгой школьной работе.


Мы знаем, что, когда мы что-то учим, мы накапливаем новый материал в нашей

памяти. Но что представляет собой наша память? Чтобы понять это, мы должны

научиться рассматривать каждый центр по отдельности как независимую машину,

состоящую из чувствительной материи, сходной с массой фонографических

пластинок. Все, что происходит с нами, все, что мы видим, слышим,

чувствуем, все, чему мы обучаемся, регистрируется на этих пластинках. Это

значит, что все внешние и внутренние события оставляют на них 'впечатления'.

Это очень хорошее слово -- 'впечатление', поскольку речь идет именно об отпечатках

или оттисках. Впечатление может быть глубоким или легким, или оно может

быть просто скользящим, быстро исчезающим и не оставляющим после себя следа. Но

глубокое оно или легкое, речь идет о впечатлениях. Эти оттиски на пластинках --

все, что у нас есть, все наше имущество. Все, что мы знаем, все, чему мы

научились, все, что мы испытали, -- это записи на пластинках. Точно так же все

наши умственные процессы состоят только в сопоставлении записей, в попытках

понять их при совмещении и т. д. Ни о чем новом, чего не было бы на пластинках,

мы не можем подумать. Мы не можем ни сказать, ни сделать чего-то такого, что не

записано на наших пластинках. Нам не изобрести новой мысли, так же как нам не

изобрести нового животного, поскольку все наши идеи о животных созданы нашими

наблюдениями существующих животных.


Записи и впечатления связываются ассоциациями, соединяющими впечатления либо

по сходству, либо по одновременности получения.


В моей первой лекции я говорил, что память зависит от сознания и что мы в

действительности помним только те моменты, когда мы имели вспышки сознания.

Вполне понятно, что различные одновременные впечатления, соединенные друг с

другом, останутся в памяти дольше, чем бессвязные. Во вспышке самосознания или

в состоянии, близком к ней, все впечатления данного момента соединяются