с точки зрения работы школы, видеть, какие из них
способствуют действительному прогрессу, а какие несут лишь разрушение всех
действительных ценностей, несмотря на все претензии их приверженцев на
прогрессивность и наличие большого числа обманутых ими людей слабого ума.
Но внешние условия независимы от нас. В известной степени, иногда с немалыми
трудностями, мы можем избирать страну, в которой нам предпочтительнее жить, но
мы не в состоянии выбрать период истории или век и должны найти все нам
необходимое в тот период, куда мы помещены судьбой.
Таким образом, нам нужно понять, что уже начало подготовки к развитию
требует комбинации внешних и внутренних условий, которые крайне редко
сопутствуют друг другу.
Но в то же самое время нужно понять, что человек, по крайней мере, если речь
идет о внутренних условиях, не полностью предоставлен закону случая. Немало
огней зажжено для него, по которым он способен отыскать свой путь, если только
он к тому стремится и если он удачлив. Возможности его так малы, что
элемент удачи нельзя исключать.
Попытаемся теперь ответить на вопрос, что заставляет человека желать нового
знания и изменения себя. Человек живет под двоякого рода влияниями.
Нужно обязательно хорошо это понимать и разница между влияниями должна быть
совершенно ясной.
Первый род включает в себя интересы и тяготения, созданные самой жизнью:
интересы здоровья, безопасности, богатства, наслаждении, развлечении, защиты,
тщеславия, гордости, славы и т. д.
Ко второму относятся интересы иного порядка, побуждаемые идеями, которые не
были созданы жизнью, но изначально привнесены школами. Эти влияния
прямо не достигают человека. Они брошены в общий водоворот жизни, проходят через
умы многих и достигают человека посредством философии, науки, религии,
искусства. Они всегда смешаны с влияниями первого рода и вообще очень мало
напоминают то, чем они были в своем начале.
В большинстве случаев люди не сознают иного происхождения влияния второго
рода и часто объясняют их так, словно у них те же истоки, что и у влияния
первого рода.
Однако, хотя люди не знают о существовании двух этих родов, они воздействуют
на него, и он так или иначе на них отвечает.
Он может в большей мере отождествляться с каким-нибудь из влияний первого
рода и вовсе не чувствовать влияния на него второго. Либо он может
притягиваться и находиться под воздействием какого-нибудь из влиянии второго
рода. В каждом из этих случаев мы имеем различные результаты.
Назовем первый род -- влияние А, а второй -- влияние В. Если человек целиком
находится под общим влиянием А либо каким-то частным его проявлением и
безразличен к влиянию В, то с ним ничего не происходит, а возможности развития
убывают с каждым годом его жизни. В каком-то возрасте, иногда достаточно
раннем, они полностью исчезают. Это значит, что человек умирает еще при жизни,
подобно тому зерну, которое не способно рождать и давать жизнь растению.
Но если, с другой стороны, человек не полностью во власти влияния А, а влияние
В притягивает его и заставляет его чувствовать и размышлять, результаты производимых
чувством и мыслью впечатлении могут собираться, притягивать другие влияния
того же рода и расти, занимая все более важное место в его уме и жизни.
Если произведенные влиянием В результаты становятся достаточно сильными, они
сливаются и образуют в человеке так называемый магнетический центр.
Сразу нужно понять, что слово 'центр' в этом случае имеет иное значение, чем
там, где говорилось об 'интеллектуальном' или 'двигательном' центрах. Это были
центры в сущности, а магнетический центр принадлежит личности -- просто
группа интересов, которые, будучи достаточно сильными, служат в некоторой
степени как направляющая и руководящая движущая сила. Магнетический центр
обращает интересы в определенном направлении и помогает им держаться этого
направления. В то же время он многого не может сам по себе. Школа необходима.
Магнетический центр не может заменить школы, но может помочь осознать ее