это учитывание.
В действительности учитывание есть отождествление с другими людьми. Это
состояние, в котором человек постоянно заботится о том, что другие о нем
думают; отдают ли они ему должное, достаточно ли восхищаются им и т. д. и т. п.
Учитывание играет очень важную роль в жизни каждого, но у некоторых людей оно
становится одержимостью. Вся их жизнь заполнена тем, что они учитывают,
принимают во внимание, т. е. беспокоятся, сомневаются, подозревают, и ничему
другому не остается места.
Миф о 'комплексе неполноценности' и прочих 'комплексах' обязан своим
возникновением смутно угадываемым, но не осознанным феноменам отождествления и
учитывания.
Требуется наблюдать их самым серьезным образом. Только полное знание о них
может ослабить их. Если у себя человек их не видит, то легко обнаруживает у других.
Но необходимо помнить, что сам он никоим образом от других не отличается. В
этом смысле все люди равны.
Возвращаясь к тому, что говорилось ранее, нам нужно постараться понять самым
ясным образом, как должно начинаться развитие человека и как самопознание может
помочь этому началу.
Мы уже сталкивались с трудностями, обусловленными нашим языком. Например, мы
хотим говорить о человеке с точки зрения эволюции. Но слово 'человек' в обычном
языке не допускает никаких разновидностей или градаций. Тот, кто никогда не был
сознателен и никогда об этом не подозревал; ведущий борьбу, чтобы стать
сознательным: полностью сознательный -- все это 'человек' на нашем языке, всегда
и в любом случае. Чтобы избежать трудностей и помочь учащемуся классифицировать
новые идеи, система дает подразделение на семь категории людей.
Первые три категории принадлежат практически одному и тому же уровню.
Человек No 1 -- это человек, у которого двигательный и
инстинктивный центры доминируют над интеллектуальным и эмоциональным центрами, т.
е. Физический человек.
Человек No 2 -- это человек, у которого эмоциональный центр
господствует над интеллектуальным, двигательным и инстинктивным, Человек
Эмоциональный.
Человек No 3 -- это человек, у которого интеллектуальный
центр преобладает над эмоциональным, двигательным и инстинктивным. Человек
Интеллектуальны и.
В обычной жизни мы встречаемся только с этими тремя категориями людей.
Каждый из нас и все нам известные люди принадлежат к No 1, No 2, или No 3. Имеются
высшие категории, но люди не принадлежат от рождения к этим высшим категориям.
Все они рождаются под No 1, No 2 пли No 3 и способны достичь высших категории
только посредством школ.
Человек No 4, как таковой не рождается. Он является
продуктом школьной работы. Он отличается от No 1, 2, 3 своим знанием себя
самого, пониманием своего положения и, если выразиться технически, обретением
постоянного центра тяжести. Под последним я имею в виду, что идея достижения
постоянного 'Я' и воли, т. е. идея саморазвития уже стала для него важнее всех
прочих интересов.
Нужно добавить их характеристике человека No 4, что у него более
сбалансированные функции и центры, причем таким образом, как их никогда не
удается сбалансировать без работы над собой согласно принципам и методам школы.
Человек No 5 -- это человек, который обрел единство и самосознание.
Он отличается от обычного человека, поскольку у него работает один из высших
центров, у него имеются многие функции и силы, каковыми обычный человек -- No 1,
2 и 3 -- не располагает.
Человек No 6 -- это человек, достигший объективного
сознания. У него работает другой высший центр. Он обладает многочисленными
новыми способностями и силами, лежащими за пределами понимания обычного
человека.
Человек No 7 -- это человек, достигший всего того, чего
вообще может достигнуть человек. У него постоянное 'Я' и свободная
воля. Он способен контролировать все состояния своего сознания, и он уже не
может утратить чего-либо из им обретенного. Согласно иному способу описания, он
бессмертен в пределах Солнечной системы.
Понимание такого подразделения на семь категорий очень важно, поскольку оно