Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

В большинстве случаев

'бессознательно' означает путем имитации, которая, собственно говоря, играет

очень важную роль в построении личности. Даже инстинктивные функции, по природе

своей свободные от личности, содержат много так называемых 'приобретенных

вкусов', т. е. всякого рода искусственных удовольствий и неудовольствий,

приобретенных путем подражания и воображения. Они играют очень важную и

гибельную роль в человеческой жизни. По природе человеку должно нравиться то,

что для него хорошо, а не нравиться то, что для него плохо. Но это так лишь до

тех пор, пока сущность господствует над личностью так, как она должна

господствовать -- иными словами, когда человек здоров и нормален. Когда личность

начинает господствовать над сущностью и человек делается менее здоровым, ему

начинает нравиться то, что ему вредно, и не нравиться то, что для него во

благо.


Это связано с тем главным, что может быть ложным во взаимоотношениях

сущности и личности.


Нормальным образом сущность должна господствовать над личностью, и тогда

личность весьма полезна. Но если личность господствует над сущностью, это ведет

ко всякого рода ошибочным результатам.


Нужно понять, что личность также необходима человеку; нельзя жить без

личности, одной сущностью. Но сущность и личность должны расти параллельно и

одна из них не должна перерастать другую.


Случаи, когда сущность перерастает личность, имеют место среди необразованных

людей. Эти так называемые простые люди могут быть очень добрыми, даже умными,

но они не способны к развитию, открытому людям с более развитой личностью.


Случаи, когда личность перерастает сущность, часто обнаруживаются среди

более культурных людей, и в таких случаях сущность остается в полувзрослом или

полуразвитом состоянии.


Это означает, что вместе с быстрым и ранним ростом личности рост сущности

может практически остановиться в очень юном возрасте, и в результате мы видим

мужчин и женщин, внешне вполне взрослых, но чья сущность остается в возрасте

десяти или двенадцати лет.


В современной жизни имеются многочисленные условия, которые очень

благоприятствуют этому недоразвитию сущности. Например, слепое увлечение

спортом, в особенности играми, может весьма действенным образом

остановить развитие сущности, причем иногда в столь раннем возрасте, что

сущность уже никогда не сумеет полностью оправиться в дальнейшем.


Это показывает, что сущность должна рассматриваться не только в связи с

физической конституцией, в простейшем ее смысле. Для того, чтобы более ясно

объяснить значение сущности, мне нужно снова вернуться к исследованию функций.


На прошлой лекции я говорил, что изучение человека начинается с изучения

четырех функций: интеллектуальной, эмоциональной, двигательной и инстинктивной.

Из обычной психологии и обычного мышления мы знаем, что интеллектуальные

функции, мысли и т. д. контролируются и производятся неким центром, называемым

нами 'умом', 'интеллектом' или 'мозгом'. И это совершенно правильно. Но для

того, чтобы это было вполне правильно, нам требуется понять, что другие функции

также контролируются -- каждая своим собственным умом, или центром. Таким

образом, с точки зрения системы имеются четыре ума, или центра, контролирующих

наши обычные действия: интеллектуальный ум, эмоциональный ум, двигательный ум и

инстинктивный ум. В дальнейшем мы будем называть их центрами. Каждый

центр совершенно независим от других, имеет собственную область действия, свои

силы и пути развития.


Центры с их структурой, способностями, сильными и слабыми сторонами

принадлежат сущности. Их содержимое, т. е. все то, что приобретено

центрами, принадлежит личности. О содержании центров речь пойдет дальше.


Как я уже говорил, личность столь же необходима для развития человека, как и

сущность, но она должна занимать свое место. А это едва ли возможно, поскольку

личность переполнена ложными идеями о себе самой. Она не желает занимать

правильное место, потому что ее правильное место вторичное и подчиненное. И она

не жалает знать о себе истину, поскольку знание истины означало бы отказ от

ложной