собою. Учиться психологии нужно, начиная с самого себя.
Соединив эти два положения -- первое, что мы можем знать о следующей стадии
эволюции человека, т. е. обретении сознания, внутреннего единства, постоянного
Эго, воли, и второе, определенный материал, который мы можем получить из
наблюдения за собой, т. е. осознание отсутствия у нас многих сил и
способностей, которые мы себе приписываем, -- мы приходим к новой трудности в
понимании смысла психологии и к необходимости нового ее определения.
Два данных ранее определения недостаточны, поскольку человек сам не знает,
какого рода эволюция для него возможна, не видит, где он на данный момент
находится, и приписывает себе черты, принадлежащие лишь высшим стадиям
эволюции. Действительно, он не может изучать себя, будучи не в силах различать
между воображаемым и реальным в себе самом. Что значит ложь?
В обычном языке ложь -- это искажение, либо, в некоторых случаях, сокрытие
истины (или того, что люди считают истиной). Ложь такого рода играет очень
важную роль в жизни, но имеются куда худшие формы лжи, когда люди сами не
знают, что лгут. На прошлой лекции я говорил, что в нашем нынешнем состоянии
истина нам неизвестна и что познать истину можно только в состоянии
объективного сознания. Как же тогда возможна ложь? Кажется, что тут есть
противоречие, но в действительности его нет. Мы не можем знать истину, но можем
притязать на то, что знаем. А это и есть ложь. Ложь заполняет всю нашу
жизнь. Люди притворяются знающими о самых разных вещах: о Боге, будущей жизни,
Вселенной, о происхождении человека, об эволюции, обо всем, но в
действительности они ничего не знают, даже о самих себе. И всякий раз, когда
они говорят о том, о чем не знают, как будто знают это, они лгут.
Следовательно, изучение лжи становится важнейшим делом психологии.
Это может подвести нас к третьему определению психологии: психология есть
изучение лжи.
Психология занята в особенности той ложью, которая говорится и думается
людьми о себе самих. Эта ложь делает изучение человека очень трудным. Человек,
как он есть, не представляет собой что-то подлинное, это имитация чего-то
иного, и очень плохая имитация.
Вообразите себе ученого на какой-нибудь отдаленной планете, получившего с
Земли образцы искусственных цветов, который ничего не знал о действительных
цветах. Ему будет необычайно сложно определить их, объяснить их форму,
цвет, материал, из которого они сделаны, т. е. проволока, хлопок, цветная
бумага, и хоть как-то их классифицировать.
Психология оказывается в сходном положении, когда речь идет о человеке. Она
вынуждена изучать искусственного человека, не зная ничего о настоящем.
Очевидно, что нелегко изучать существо вроде человека, которое само не в
состоянии различить реальное и воображаемое в себе самом. Поэтому психология
начинается с различения реального и воображаемого в человеке.
Изучать человека как целое невозможно, так как человек подразделяется на две
части. Одна из них в некоторых случаях может быть почти полностью реальной,
другая в некоторых случаях может быть почти полностью воображаемой. У
большинства обычных людей эти две части смешаны, и их нелегко отделить Друг от
друга, хотя обе они присутствуют и наделены собственным смыслом и содержанием.
В изучаемой нами системе эти две части называются сущностью и личностью.
Сущность есть врожденное, личность -- приобретенное. Сущность
представляет собственное, а личность -- не собственное. Сущность нельзя
потерять, переменить или повредить столь же легко, как личность. Личность можно
изменить почти полностью, Изменяя обстоятельства; она может быть утрачена или
легко повреждена.
Для описания сущности мне нужно прежде всего сказать, что она является
базисом физического и умственного строения человека.
Например, один по природе хороший моряк, а другой плохой; у одного
музыкальное ухо, у другого нет; у одного способности к языкам, а другой их
лишен. Это -- сущность.
Личность есть все то, что так или иначе б выучено, говоря на