ничего не значащие и не относимые к каким
бы то ни было реальным фактам. Нет ничего постоянно подсознательного, поскольку
нет ничего постоянно сознательного; и подсознательного ума нет по той простой
причине, что нет 'сознательного ума'. Далее вы увидите, откуда происходит эта
ошибка, как зарождается эта неверная терминология, почему она стала чуть ли не
общепринятой.
Но вернемся к реально существующим состояниям сознания. Первое из них -- сон,
второе -- 'сон наяву', или 'относительное сознание'.
Первое, как уже было сказано, есть чисто субъективное состояние. Второе
менее субъективно: человек уже отличает 'Я' или 'не Я' в смысле своего тела и
отличных от его тела объектов. Он может до известной степени ориентироваться
среди них, знает их местоположение и качества. Но нельзя сказать, что человек
отдает себе отчет в этом состоянии, поскольку он находится под сильнейшим
воздействием сновидений и живет куда больше сновидениями, нежели подлинными
событиями. Всякого рода нелепости и противоречия, и вообще вся человеческая
жизнь находят объяснение, когда мы осознаем, что люди живут во сне,
совершают во сне все действия и не знают того, что они спят.
Полезно припомнить, что таков внутренний смысл многих древних учений. Лучше
других нам известно христианство или евангельское учение, в
котором мысль о том, что люди живут во сне и должны прежде всего пробудиться,
является основой всех объяснений человеческой жизни, хотя эта идея очень редко
понимается так, как должна пониматься, а именно -- буквально.
Вопрос, однако, таков: как может человек пробудиться?
Евангельское учение требует пробуждения, но не говорит нам, как пробудиться.
Психологическое изучение сознания показывает, что лишь после осознания
человеком того, что он спит, возможно сказать, что он на пути к пробуждению. Он
никогда не проснется, пока не поймет, что спит.
Два эти состояния, сон и сон наяву, суть единственные два состояния, в
которых живет человек. Кроме них есть два возможных для человека состояния
сознания, но они становятся доступными человеку только после тяжкой и
длительной борьбы.
Эти два высших состояния сознания называются 'самосознание' и 'объективное
сознание'.
Мы обычно полагаем, что обладаем самосознанием, т. е. сознанием себя самих,
либо уж, во всяком случае, способны осознавать себя в любой момент по нашему
желанию. Но на самом деле самосознание -- это состояние, которое мы себе
приписываем без всякого на то права. 'Объективное сознание' есть
состояние, о котором мы вообще ничего не знаем.
Самосознание -- это состояние, в котором человек становится объективным по
отношению к себе самому, а объективное сознание есть состояние, в котором он
приходит в соприкосновение с реальным или объективным миром, который сейчас
закрыт от него чувствами, сновидениями, субъективными состояниями сознания.
Другое определение четырем состояниям сознания можно дать с точки зрения
возможного познания истины.
В первом состоянии, т. е. во сне, мы ничего не можем знать об истине. Даже
если какие-то подлинные восприятия или чувства доходят до нас, они смешиваются
со сновидениями и в состоянии сна мы не можем различить сновидения и
реальность.
Во втором состоянии сознания, т. е. в бодрствовании, мы можем знать только относительную
истину, отсюда и термин 'относительное сознание'.
В третьем состоянии, т. е. в самосознании, мы способны знать всю полноту
истины о нас самих.
В четвертом состоянии сознания, т. е. в объективном сознании,
предполагается способность знания полной истины обо всем; мы можем изучать
'вещи в себе', 'мир как он есть'.
Но это столь от нас далеко, что об этом мы правильным образом не можем даже
подумать, и нам следует попытаться понять, что даже проблески объективного
сознания могут приходить только в полностью развитом состоянии самосознания.
Во сне у нас есть редкие проблески относительного сознания. В относительном
сознании -- проблески самосознания. Но если мы хотим иметь более продолжительные