наблюдения тех редких моментов,
когда эти функции проявляются в связи с проблесками третьего состояния сознания
-- самосознания.
Все это означает, что каждая из четырех функций может проявляться в любом из
трех состояний сознания. Но результаты каждом случае различны. Когда мы
научимся наблюдать эти различия, то поймем и правильное соотношение между
функциями и состояниями сознания.
Но перед тем как мы перейдем к описанию различий функций в отношении их к
состояниям сознания, необходимо понять, что сознание и функции человека
представляют собой совершенно различные феномены совершенно различной природы.
Они зависят от различных причин и могут существовать друг без друга. Функции
могут существовать без сознания, а сознание -- без функций.
ВТОРАЯ
ЛЕКЦИЯ
Дальнейшее рассмотрение состояний
сознания. -- Сон и бодрствование. -- Заблуждение относительно подсознательного
ума. -- Человек живет во сне. -- Условия пробуждения. -- Два высших состояния
сознания. -- Психологические школы. -- Происхождение школ. -- Необходимость школ
для саморазвития. -- Идеи человека о его возможной эволюции. -- Недостаток
понимания и подхода. -- Что такое ложь? -- Изучение лжи. -- Искусственный и
подлинный человек. -- Что человек имеет от рождения и что приобретает. -- Причины
превосходства в развитии личности и отставания сущности. -- 'Центры',
управляющие функциями. -- Отношение 'центров' к сущности и личности. -- Что такое
'знание себя'? -- Невозможность непредвзятого изучения себя. -- Изучение полезных
и вредных функций. -- Воображение. -- Выражение негативных эмоций. -- Бесполезные
разговоры. -- Отождествление и учитывание. -- Трудности для самоизучения и
самопознания, вызванные обычным языком. -- Необходимость изучения нового языка.
-- Принципы нового языка. -- Семь категорий человека.
Продолжая наше изучение человека, нам нужно теперь поговорить подробнее о
различных состояниях сознания.
Как я уже говорил, есть четыре возможных состояния человека: сон,
бодрствование, самосознание и объективное сознание. Но он живет только двумя --
частью во сне, частью в том, что называется состоянием бодрствования. Владея
четырехэтажным домом, он как бы живет только на двух нижних этажах.
Первое, низшее состояние сознания есть сон. Это чисто субъективное и
пассивное состояние. Человека окружают сновидения. Все его психические функции
работают без всякой цели. Нет логики, нет следствия, нет причины и нет никаких
результатов. Чисто субъективные картины -- будь то отображение прошлого опыта
или смутных восприятии в данный момент (звуки, достигающие спящего человека,
телесные ощущения, легкая боль, мускульные напряжения) -- проскальзывают через
ум, оставляя лишь легчайший след в памяти, а чаще вообще не оставляя следа.
Второй уровень сознания приходит вместе с пробуждением. Это второе состояние,
в котором мы сейчас находимся, т. е. в котором мы работаем, разговариваем,
воображаем себя сознательными существами и т. д., часто называется бодрствующим
или ясным сознанием. Но на деле его нужно было бы называть 'сном наяву',
или 'относительным сознанием'. Последний термин я поясню далее.
Требуется понять, что первое состояние, а именно сон, не исчезает во втором
после пробуждения. Сон остается со всеми его сновидениями и впечатлениями.
Имеется лишь более разборчивое отношение к собственным впечатлениям, мысли
более связны. К этому добавляются более упорядоченные действия, а из-за живости
чувственных впечатлений, желаний и чувств, в особенности из-за чувства противоречивости
и невозможности, каковое во сне совершенно отсутствует, сновидения
становятся невидимыми, точно так же как звезды и луна невидимы в солнечном
сиянии. Но все они сохраняются и часто оказывают воздействие на наши мысли,
чувства и действия, иной раз куда больше, чем в действительности существующие
восприятия данного момента.
В связи с этим я должен сказать сразу же, что я имею в виду не
'подсознательное' или 'подсознательный ум' современной психологии. Это попросту