Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

степени знаем и можем быть в себе

уверены, тогда как в действительности мы себя вовсе не знаем и даже в самом

малом не можем быть в себе уверены.


Мы должны понять теперь, что психология в действительности означает изучение

себя самого. Это второе определение психологии.


Психологии нельзя научиться так же, как астрономии, т. е. отдельно от самого

себя.


И в то же время нужно изучать себя так же, как изучают любую новую и сложную

машину. Требуется знать части этой машины, ее главные функции, условия ее

правильной работы, причины неправильной работы и много других вещей, которые

трудно описать, не прибегая к специальному языку, который тоже необходимо

знать, чтобы быть в состоянии изучать машину.


Человеческая машина имеет семь различных функций: 1) Мышление (или

интеллект). 2) Чувство (или эмоции). 3) Инстинктивная функция (или внутренняя

работа организма). 4) Двигательная функция (или внешняя работа организма,

движение в пространстве и т. д.). 5) Сексуальная функция, (функция двух начал,

мужского и женского, во всех их проявлениях). Кроме этих пяти

функций есть еще две, для которых в нашем обычном языке нет названия и

которые проявляются только в высших состояниях сознания. Одна из них -- высшая

эмоциональная функция, проявляющаяся в состоянии самосознания,

другая -- высшая интеллектуальная функция, проявляющаяся в состоянии

объективного сознания. Пока мы не находимся в этих состояниях

сознания, мы не можем изучать эти функции или экспериментировать с ними, и мы

знаем о них лишь опосредованно, от тех, кто достигал этих состояний, испытывал

их.


В религиозной и ранней философской литературе разных народов есть множество

намеков на высшие состояния сознания и высшие функции. Дополнительные трудности

для понимания этих намеков создает отсутствие четкого различения двух высших

состояний

сознания. То, что называлось самадхи, состоянием экстаза или просветления,

а в более поздних работах 'космическим сознанием', может относиться как к

одному, так и к другому, иногда к опыту самосознания, иногда к опыту

объективного сознания. Сколь бы странным это ни казалось, у нас имеется больше

материала относительно наивысшего состояния, т. е. объективного сознания,

чем о промежуточном состоянии самосознания, хотя к первому можно прийти

лишь после второго.


Изучение самого себя должно начаться с изучения четырех функций: мышления,

чувства, инстинктивной и двигательной функций. Лишь много позже можно перейти к

изучению сексуальной функции, т. е. после достаточного понимания работы первых

четырех функций. Вопреки некоторым современным теориям, сексуальная функция

является в действительности поздней -- она проявляется в жизни не сразу после

рождения, а тогда, когда первые четыре уже полностью проявились и она обусловливается

ими. Поэтому изучение сексуальной функции может быть полезным только после

полного познания первых четырех функций во всех их проявлениях. В то же самое

время следует понимать, что всякая серьезная беспорядочность или анормальность

сексуальной функции делает саморазвитие и даже самоизучение невозможным.


Итак, мы должны вначале постараться понять четыре первые функции.


Я считаю само собой разумеющимся ваше знание относительно того, что я имею в

виду под интеллектуальной или мыслительной функцией. Сюда

включаются все умственные процессы, осознание впечатлений, образование

представлений и понятий, рассуждение, сравнение, утверждение, отрицание,

словообразование, речь, воображение и т. д.


Вторая функция -- это чувства или эмоции: радость, печаль, страх, удивление и

т. д. Даже если вы уверены в том, что вам ясно, как и чем эмоции отличаются от

мыслей, посоветую вам проверить свои воззрения на сей счет. Мы путаем мысли и

чувства в нашем обыденном мышлении и речи, но в начале изучения самого себя

требуется четко знать, что есть что.


Две следующие функции, инстинктивная и двигательная, потребуют

больше времени для понимания, поскольку ни одна из обычных психологических

систем не описывает и не определяет эти функции должным образом.


Слова 'инстинкт', 'инстинктивный',