степени знаем и можем быть в себе
уверены, тогда как в действительности мы себя вовсе не знаем и даже в самом
малом не можем быть в себе уверены.
Мы должны понять теперь, что психология в действительности означает изучение
себя самого. Это второе определение психологии.
Психологии нельзя научиться так же, как астрономии, т. е. отдельно от самого
себя.
И в то же время нужно изучать себя так же, как изучают любую новую и сложную
машину. Требуется знать части этой машины, ее главные функции, условия ее
правильной работы, причины неправильной работы и много других вещей, которые
трудно описать, не прибегая к специальному языку, который тоже необходимо
знать, чтобы быть в состоянии изучать машину.
Человеческая машина имеет семь различных функций: 1) Мышление (или
интеллект). 2) Чувство (или эмоции). 3) Инстинктивная функция (или внутренняя
работа организма). 4) Двигательная функция (или внешняя работа организма,
движение в пространстве и т. д.). 5) Сексуальная функция, (функция двух начал,
мужского и женского, во всех их проявлениях). Кроме этих пяти
функций есть еще две, для которых в нашем обычном языке нет названия и
которые проявляются только в высших состояниях сознания. Одна из них -- высшая
эмоциональная функция, проявляющаяся в состоянии самосознания,
другая -- высшая интеллектуальная функция, проявляющаяся в состоянии
объективного сознания. Пока мы не находимся в этих состояниях
сознания, мы не можем изучать эти функции или экспериментировать с ними, и мы
знаем о них лишь опосредованно, от тех, кто достигал этих состояний, испытывал
их.
В религиозной и ранней философской литературе разных народов есть множество
намеков на высшие состояния сознания и высшие функции. Дополнительные трудности
для понимания этих намеков создает отсутствие четкого различения двух высших
состояний
сознания. То, что называлось самадхи, состоянием экстаза или просветления,
а в более поздних работах 'космическим сознанием', может относиться как к
одному, так и к другому, иногда к опыту самосознания, иногда к опыту
объективного сознания. Сколь бы странным это ни казалось, у нас имеется больше
материала относительно наивысшего состояния, т. е. объективного сознания,
чем о промежуточном состоянии самосознания, хотя к первому можно прийти
лишь после второго.
Изучение самого себя должно начаться с изучения четырех функций: мышления,
чувства, инстинктивной и двигательной функций. Лишь много позже можно перейти к
изучению сексуальной функции, т. е. после достаточного понимания работы первых
четырех функций. Вопреки некоторым современным теориям, сексуальная функция
является в действительности поздней -- она проявляется в жизни не сразу после
рождения, а тогда, когда первые четыре уже полностью проявились и она обусловливается
ими. Поэтому изучение сексуальной функции может быть полезным только после
полного познания первых четырех функций во всех их проявлениях. В то же самое
время следует понимать, что всякая серьезная беспорядочность или анормальность
сексуальной функции делает саморазвитие и даже самоизучение невозможным.
Итак, мы должны вначале постараться понять четыре первые функции.
Я считаю само собой разумеющимся ваше знание относительно того, что я имею в
виду под интеллектуальной или мыслительной функцией. Сюда
включаются все умственные процессы, осознание впечатлений, образование
представлений и понятий, рассуждение, сравнение, утверждение, отрицание,
словообразование, речь, воображение и т. д.
Вторая функция -- это чувства или эмоции: радость, печаль, страх, удивление и
т. д. Даже если вы уверены в том, что вам ясно, как и чем эмоции отличаются от
мыслей, посоветую вам проверить свои воззрения на сей счет. Мы путаем мысли и
чувства в нашем обыденном мышлении и речи, но в начале изучения самого себя
требуется четко знать, что есть что.
Две следующие функции, инстинктивная и двигательная, потребуют
больше времени для понимания, поскольку ни одна из обычных психологических
систем не описывает и не определяет эти функции должным образом.