опыта будет следующим: человек себя
не осознает. Иллюзия самосознания создается памятью и процессом
мышления.
Например, человек идет в театр. Если он к тому привычен, то он не обращает
особого внимания на то, что он в театре, хотя он может видеть и наблюдать вещи,
получает удовольствие от постановки (или не получает), запоминает ее, помнит о
встреченных им людях и т. д.
Когда он возвращается домой, он помнит, что был в театре, и, конечно,
думает, что был в сознании, пока он там был. Так что у него нет сомнений в
своем сознании и он не понимает того, что его сознание может полностью
отсутствовать в то самое время, как он разумно действует, думает, наблюдает.
Для общего обзора достаточно упомянуть четыре возможных для человека
состояния сознания: сон. бодрствование, самосознание и объективное сознание.
Но при наличии возможности этих четырех состояний сознания в действительности
человек живет только в двух состояниях. Одну часть своей жизни он проводит во
сне, другую -- в состоянии, именуемом им 'бодрствованием', хотя на деле это
бодрствование очень мало отличается от сна.
В обычной жизни человек ничего не знает об 'объективном сознании', никакие
эксперименты здесь невозможны. Третье состояние -- 'самосознание' приписывается
человеком самому себе, т. е. он верит, что им обладает, хотя в действительности
он может осознавать себя лишь крайне редкими вспышками и даже тогда скорее
всего сам не распознает его, так как он не знает, что означало бы подобное
состояние, если бы он мог действительно владеть им. Эти проблески сознания
приходят в исключительные моменты, в высшей степени эмоциональных состояниях, в
моменты опасности, в совершенно новых и неожиданных обстоятельствах и
ситуациях; либо иногда в самые заурядные моменты, когда ничего особенного не
происходит. Но и в таком ординарном, или 'нормальном', состоянии человек не
имеет над ними какого бы то ни было контроля.
Что касается нашей обычной памяти или моментов воспоминания, то мы в
действительности помним только осознаваемые моменты, хотя этого-то мы и
не понимаем. Техническое значение памяти и различные виды памяти, которыми мы
обладаем, будут разъяснены мною позже. Пока что я просто хотел бы обратить ваше
внимание на собственные наблюдения относительно вашей памяти. Вы заметите, что
вы по-разному помните о вещах. Одни вещи вы помните живо, другие лишь очень
смутно, а некоторые не помните вообще. Вы только знаете, что они случались.
Вы очень удивитесь, если осознаете, сколь мало вы в действительности
помните. Происходит это потому, что вы помните только те моменты,
когда вы были в сознании.
Так что касательно третьего состояния сознания мы можем сказать, что
у человека имеются случайные моменты самосознания, оставляющие ему живые
воспоминания о сопровождающих эти моменты обстоятельствах, но у него нет над
ними власти. Они приходят и уходят сами собой, находясь под контролем внешних
обстоятельств и случайных ассоциаций либо воспоминаний об эмоциях.
Возникает вопрос: возможно ли обрести власть над этими текучими мгновениями
сознания, чтобы пробуждались они чаще, сохранялись дольше или даже сделались
постоянными? Другими словами, возможно ли стать сознательным?
Это самое главное, и требуется понять в начале нашего поиска, что этот
вопрос полностью игнорируется всеми современными психологическими школами без
исключения. Ибо с помощью правильных методов и усилий человек может
обрести контроль над сознанием, он может стать осознающим себя,
со всем тем, что это может означать. И мы даже не представляем себе в нашем
нынешнем состоянии все, что это может означать. Только после того, как этот
момент нами осмыслен, становится возможным серьезное изучение психологии.
Это изучение должно начаться с исследования препятствий сознанию в нас
самих, поскольку сознание может начать свой рост только при удалении хотя бы
части этих препятствий.
В следующих лекциях я расскажу об этих препятствиях, величайшим из которых
является наше невежество относительно самих, себя и наше ложное