Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

действия или действие происходит по-другому, но не так,

как мы полагаем, оно должно происходить.

Иногда мы видим нейтрализующую силу, только мы ошибаемся относительно

ее характера. Например, мы часто видим ее как результат, когда, в

действительности, она существует прежде первой и второй. Мы делаем много

ошибок в отношении трех сил, и об этом очень полезно думать.

В. Являются ли все три силы внешними -- вне самого человека? О. Они

находятся в вас и вне вас, на нашей шкале, на планетарной шкале, на шкале

Вселенной, на всех шкалах.

В. Могли бы вы дать нам пример того, как они работают? О. Предположите,

что вы хотите что-либо изучить. У вас есть некоторый материал, новые идеи и

т. д., но в то же самое время в вас имеется сопротивление этому изучению,

так как некоторые 'я' хотят его, а некоторые другие 'я' не хотят. Они

представляют активную и пассивную силы. Предположите, что это изучение

создает в вас некоторого рода эмоцию; эта эмоция работает как нейтрализующая

сила, и тогда вы можете изучать. Если эмоция не приходит, то 'я', которые

хотят его, и те 'я', которые не хотят его, будут продолжать спорить, и ничто

не произойдет.

ГЛАВА VIII

231

Закон Трех объясняет многие вещи, которые не могут быть объяснены

обычным путем, так как мы обыкновенно думаем только об одной силе. Очень

редко мы принимаем в рассмотрение вторую силу -- сопротивление, и никогда --

третью силу. Однако в любом расчете действий необходимо принимать во

внимание три силы.

В. Необходима ли третья сила? Так много решений кажутся созданными

необходимостью.

0. А многие другие созданы тем, что не является необходимым. Люди

всегда могут делать без нужных вещей, но делать без ненужных вещей

значительно труднее. Поэтому вы не можете говорить так. Но вы можете

осознать, что вы не можете говорить о третьей силе, не указывая первую и

вторую.

В. Можем ли мы изучать Закон Трех для того, чтобы видеть, почему наши

усилия не имеют успеха?

0. Иногда это очень полезно. Иногда вследствие незнания и неподчинения

Закону Трех люди теряют все результаты своих усилий. Либо они не учитывают

сопротивления, либо они не учитывают своей активной силы -- я говорю сейчас

о триаде, где присутствует третья сила. Очень странное явление происходит

тогда, когда различие между силами очень велико -- результат является

совершенно непохожим на тот, который ожидался. Предположите, что вы хотите

сделать некоторую вещь, но вы не учли сопротивления. Ваше намерение

встречается с очень сильным сопротивлением, и результат, когда он приходит,

абсолютно отличен от того, что вами ожидалось.

В настоящей работе вы можете видеть две силы: идеи системы и ваше

собственное сопротивление, ваш собственный сон. В каждом частном случае

входит некоторая третья сила и помогает либо одной стороне, либо другой.

В. Какова практическая ценность изучения сил?

0. За всеми явлениями стоят космические законы. Вы не можете понять,

почему все случается тем или иным путем, если у вас нет некоторого

представления об этих законах.

В. Если вы берете события вместо материи, можете ли вы сказать, что они

различны, согласно силе, которая действует через них?

0. Они являются различными согласно тому, какая триада действует.

Например, все мы знаем, как одно и то же изречение, одни и те же слова могут

иметь совершенно различный смысл, согласно тому, кто их говорит. Или даже

одно и то же лицо может сказать одни и те же слова в разное время, и смысл

их будет различным.

Мы можем найти учение о трех силах или трех гунах в философии Санхъя,

но в существующей литературе оно сильно искажено, ибо там говорится о каждой

гуне (или силе) как о силе, остающейся всегда одинаковой, тогда как с точки

зрения настоящей системы,

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

232

как я сказал, активность, пассивность и нейтрализующее действие каждой

силы проявляется только в отношении к двум другим силам.

Может быть семь комбинаций сил, одна из которых является необъяснимой

для человеческого разума, потому что в этой триаде каждая сила занимает

каждое место.

Триады относятся к событиям, поэтому, если мы говорим о каждом событии

отдельно, о крупном или малом, мы должны понимать, к какой триаде оно

принадлежит. Но последовательность событий