Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

себя, может начаться работа над одним или

несколькими главными 'я', вокруг которых может быть создано единство.

Объединение всего, что мы в себе можем наблюдать сейчас, было бы результатом

ошибочного понимания. Новое 'Я' есть нечто, что вы не знаете в настоящее

время; оно растет из чего-то, чему вы можете доверять. Сначала, отделяя

ложную личность от себя, вы пытаетесь разделить себя на то, что вы можете

назвать надежным, и на то, что вы находите ненадежным.

Когда вы сомневаетесь, вспомните, что надо пытаться вызывать другие

'я', которые имеют определенную ценность. Это единственный путь победить

сомнения. Чтобы развиваться, вы должны иметь некоторую способность к оценке.

Единственный практический подход -- это думать о различных сторонах самих

себя и находить стороны, которые могут работать, и стороны, которые не могут

Некоторые люди имеют реальные ценности, некоторые имеют ложные ценности, а

некоторые не имеют никаких ценностей вообще. То же самое с различными 'я'.

226

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

Люди могут истратить свою жизнь, изучая системы и системы слов, и

никогда не подойти к реальности. Три четверти или девять десятых нашего

обычного знания не существует реально: оно существует только в воображении.

Но эта работа должна быть практической с самого начала.

Вы должны понять, что без работы, без системы человек ничего не может

делать. Если человек начинает работать, то у него есть некоторый шанс. Но

даже в работе имеются опасности, ибо если люди думают, что они могут делать

что-то, и в то же самое время отказываются от работы над приобретением

контроля, если они остаются слишком долго в теории и не сознают, что никакой

вид изменения не возможен без больших усилий, если они продолжают

откладывать эти усилия до завтра, тогда это непрерывное колебание начинает

производить эффект, и спустя некоторое время наступит опасный момент. Он не

наступает вначале, но только если в течение длительного времени вы не

делаете ни достаточных усилий, ни серьезной работы. Затем, вместо единства,

человек со всеми своими чертами и личностями оказывается расколотым на две

половины -- одна его половина помогает личной работе, а другая безразлична

или даже враждебна. Эти две группы живут рядом, функционируя по возможности

по очереди, -- одна может проявиться утром, другая вечером. Это очень

опасно. При наличии двух таких групп безразличие одной разрушает результат

работы другой группы, развитие в целом прекращается. Этой второй части

необязательно быть плохой или враждебной к работе, но только слабой, а

слабость и сила не могут расти в одно и то же время. Поэтому необходимо

бороться очень быстро и безжалостно против этого, иначе это может вести к

двойной кристаллизации.

В. Как можно обнаружить формирование этих двух групп?

О. Если человек учится наблюдать себя, он может обнаружить, когда это

начинает происходить, и тогда он должен не позволять этому продолжаться

слишком долго, так как с каждым днем ему станет все более трудно с этим

бороться. Но это проявляется по-разному в различных случаях.

В. Может ли это быть результатом приобретения знания без понимания?

О. Нет. Даже понимание возможно в таком случае, только без действия.

Видите ли, даже знание и понимание не могут помочь, если человек не работает

над бытием. Если воля не растет, человек может понимать и не быть способным

ничего делать. Если люди ждут слишком долго, не делая серьезных усилий или

не принимая серьезных решений, у них может начаться двойная кристаллизация.

Тогда они не могут получить никаких результатов в своей работе, а спустя

некоторое время они могут даже получить ошибочные результаты.

ГЛАВА VIII

Место человека в мире -- Ограничения нашего восприятия и мышления --

Знание -- это знание всего -- Принципы относительности и масштаба -- Закон

Трех -- Четыре состояния материи -- Мы не видим третью силу -- Закон Семи --

Восходящая и нисходящая октавы -- Интервалы наблюдения -- Луч Творения --

Воля Абсолюта -- Луч. Творения как инструмент для нового мышления --

Специальный язык -- Луч Творения как октава -- Органическая жизнь на Земле

-- Питание Луны -- Космические влияния -- Механические влияния Луны --

Влияния и состояние бытия -- Планетарные влияния и сущность -- Освобождение

от законов -- Возможность развития