это есть второе значение. Третье значение, показанное самым малым
кругом, это когда появляется Заместитель Управляющего. Он имеет контроль над
некоторым числом 'я'. Четвертое значение, показанное средним
ГЛАВА VII
199
кругом, это когда появляется Управляющий. Он имеет контроль над всеми
'я'. Пятое значение -- это значение Хозяина *. Он начерчен как большой круг
снаружи, так как он имеет тело во времени. Он знает прошлое, а также
будущее, хотя у этого должны быть различные степени.
В. Возможно ли увеличить число 'я', заинтересованных в работе? 0. Мы
имеем достаточное количество 'я', они увеличиваются в числе сами по себе.
Целью является соединить их и помочь им стать одним 'я', заинтересованным в
работе. Если многие различные 'я' заинтересованы и не знают друг друга, одно
'я' или группа 'я' могут делать одну вещь, а другое -- другую вещь, не зная
этого. Вы можете сказать 'я', говоря о самих себе, только в отношении к
вашей работе ради определенной цели: самоизучение, изучение системы,
самовоспоминание и т. д. В других вещах вы должны осознать, что это не есть
реально вы, но только малая часть вас, по большей части воображаемая. Когда
вы научитесь различать это, когда это станет привычкой (в смысле
постоянства), вы почувствуете себя на правильном пути. Но если вы всегда
говорите 'я' всему без различия, это только помогает вашим механическим
тенденциям и усиливает их. А какое количество вещей мы делаем без желания
делать их вообще? Мы должны делать то и это, об одном думать, другое
чувствовать, и таким образом одна вещь за другой отнимают всю нашу энергию,
и на реальную работу ничего не остается.
Я сказал в первой лекции, что эти сотни и сотни 'я' формируют некоторые
группы, в которых несколько 'я' работают совместно. Некоторые из этих групп
являются естественными, другие -- искусственными, а некоторые -- даже
патологическими. Первое естественное деление многих 'я' находится в
соответствии с функциями:
интеллектуальной, эмоциональной, инстинктивной и двигательной. Но,
помимо них, имеется много других делений, которые могут быть названы
различными личностями.
В. Какая разница между личностями и многими 'я'? 0. Вы можете сказать,
что личности состоят из различных 'я'. Всякий может отыскать нескольких
личностей в себе, и реальное самоизучение начинается с изучения этих
различных личностей, так как мы не можем изучать 'я' -- их слишком много. Но
с личностями это легче, ибо каждая личность, или группа 'я', означает
некоторую склонность, особенное стремление или, по временам, наклонность.
В. Имеются ли какие-либо специальные наблюдения, которые можно сделать,
чтобы увидеть личности?
* Хозяин -- в английском варианте -- 'Маster' (Прим. переводчика).
200
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
О. Поможет изучение ваших личных симпатий. Например, если вы находите
что-то, что вам определенно нравилось на протяжении всей вашей жизни с
детства, вы увидите, что имеется некоторая личность, образованная вокруг
этого. Мы являемся созданиями симпатий; мы любим разного рода вещи, но мы
имеем только некоторое число подлинных симпатий. Путем изучения их человек
находит личности.
В. Все ли личности связаны с симпатиями, и ни одна -- с антипатиями?
О. Я не думаю, что нормальные люди имеют такие сильные антипатии.
Антипатии обычно случайны, поэтому не доверяйте им. Но имеются вещи, которые
вы всегда любили, и имеются вещи, о которых вы просто воображаете, что
любите их.
Личности могут быть весьма различны. Некоторые основаны на реальных
фактах, реальных вкусах и склонностях, тогда как другие основаны на
воображении и на ошибочных представлениях о самом себе. Поэтому необходимо
отделять личности, которые могут быть использованы каким-то образом, от тех,
которые не могут быть полезны для саморазвития и поэтому должны быть
разрушены или, по крайней мере, подчинены.
В. Мне кажется, что некоторые личности исчезают на очень долгий период
времени.
О. Они не исчезают, они могут просто уходить за сцену. Если они только
случайные 'я', они могут исчезнуть, но личности не исчезают так легко, хотя
они могут быть скрыты от глаз. Или они могут быть принесены в жертву, ибо
иногда, чтобы проявить одну личность, человек должен пожертвовать
несколькими