Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

искренность и полное признание того факта, что мы являемся

рабами механичности и ее неизбежных результатов, могут помочь нам найти и

разрушить буфера, с помощью которых мы обманываем себя. Мы можем понять, что

такое механичность и весь ужас механичности, только когда делаем нечто

ужасное и полностью сознаем, что это была механичность в нас, которая

заставила нас делать это. Необходимо быть очень искренним с собой, чтобы

увидеть это. Если мы пытаемся скрывать это, находить извинения и объяснения,

мы никогда не осознаем этого. Это может причинить ужасную боль, но мы должны

выносить ее и стараться понять, что только путем полного признания самим

себе мы можем избежать повторения этого снова и снова. Если мы полностью

поймем это и не будем пытаться это скрывать, то можем даже изменить

результаты.

Мы можем бежать от пут механичности и разрушить ее силу посредством

сильного страдания. Если мы пытаемся избежать страдания, если боимся его,

если пытаемся убедить себя, что ничего плохого в действительности не

случилось, что, в конце концов, это не важно и что вещи могут происходить

точно так же, как они шли раньше, мы не только никогда не убежим, но будем

становиться более и более механическими и очень скоро придем к состоянию,

когда для нас не будет никакой возможности и ни одного шанса.

ГЛАВА VII

Множественность и. отсутствие постоянного *Я' -- Пять значений слова

'Я' -- Различные личности, симпатии и антипатии -- Бесполезные и полезные

личности -- Магнетический центр и Заместитель Управляющего -- Деление себя

на 'Я' и 'господина X' -- Ложная личность -- Что такое 'Я' -- Изучение

ложной личности как средство научиться вспоминать себя -- Усилия для борьбы

против ложной личности -- Необходимость контроля -- Ложная личность и

отрицательные эмоции -- Что надежно и ненадежно в самом себе -- Страдание и

его польза -- Не говорить 'Я' без различения -- Ложная личность искажает

идеи настоящей. системы -- Главная черта или черты -- Необходимость знания

своей слабости -- Статическая Триада -- Оценка -- Опасность раздвоения --

Кристаллизация

КОГДА МЫ СПРАШИВАЕМ, КАК БЫТЬ МЕНЕЕ МЕХАНИЧЕСКИМИ, нам говорят -- быть

более пробужденными; когда мы спрашиваем, как пробудиться, ответом является

-- не отождествляться; а когда мы спрашиваем, как не отождествляться,

ответом является -- вспоминать себя. Это кажется кругом, так как каждый

метод является дополнением для другого. Можем ли мы получить дополнительную

помощь, чтобы опробовать какой-либо или все из них?

О. Это не совсем правильно, так как каждая из этих попыток имеет свою

собственную характерную черту и вкус. Все они различны. Необходимо пробовать

со всех возможных сторон, чтобы разрушить стену. Это очень высокая и очень

прочная стена, которую мы должны разрушить.

Но мы не начинаем с этого -- мы начинаем с нашей множественности. Когда

я впервые говорил о многих 'я' в нас, я сказал, что новые 'я' выскакивают в

каждое мгновение, управляют в течение короткого времени и исчезают, и многие

из них никогда не встречаются. Когда вы сознаете, что вы не едины, что вы

множество, что вы можете знать кое-что определенно о некоей веши утром и

ничего не знать о ней после полудня, тогда это сознание является началом. Я

не имею в виду, что если мы сознаем эту множественность, мы можем изменить

ее и стать иными; но это осознание есть первый шаг.

198

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

В. Я не вижу, почему различные симпатии должны означать различные 'я'

или группы 'я'.

О. Потому что одно и то же 'я' было бы идентичным. Когда вы говорите

'я', вы думаете о целой вещи. В действительности это только малая часть вас.

Мы можем существовать только потому, что мы не можем вложить весь капитал в

каждое 'я', иначе мы обанкротились бы. Мы вкладываем только гроши. Наши 'я'

-- это гроши. Допустите, что вы имеете некоторое количество монет, все --

грошами. Каждый момент, когда вы говорите 'я', вы используете грош. Это

ошибка; даже такими, какими мы являемся, мы стоим больше, чем грош.

В настоящей системе о слове 'я' можно сказать пятью способами на пяти

различных уровнях. Человек в своем обычном состоянии представляет собой

множественность 'я'; это есть первое значение. Когда человек решает

работать, появляется 'наблюдающее Я', или группа 'я' (показанная на схеме

черным);