Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

случиться, что человек, приобретя некоторое знание и

власть посредством самовоспоминания и других практик, станет использовать

эту власть для дурных целей?

О. Видите ли, неизбежной частью процесса саморазвития является

пробуждение совести, а пробуждение совести будет предотвращать любую

возможность использования новых сил для какой-либо неправильной цели или

намерения. Это должно быть ясно понято с самого начала, так как совесть,

когда она пробуждена, не позволит человеку делать что-нибудь эгоистическое,

или противоположное интересам других людей, или вредное -- ничего,

фактически, что мы можем считать ошибочным или злым. И совесть должна быть

пробуждена, потому что с непробужденной совестью человек всегда будет

совершать ошибки и не будет видеть противоречий в себе.

В. Помогает ли в спящем состоянии использование морального кодекса7

О. Мы не всегда одинаково спим, и в моменты, когда мы менее спим, мы

можем принимать некоторые решения, и даже в нашем

ГЛАВА VI

195

спящем состоянии можем следовать этим решениям больше или следовать

меньше, или не следовать им вообще и быть абсолютно во власти нашего спящего

состояния. Кроме того, если человек следует некоторым сознательным идеям,

.то благодаря даже этому процессу, он становится более пробужденным.

В. Когда человек сознателен, он может осознать противоречия. Не

уничтожает ли это их до некоторой степени?

О. Нет, это было бы слишком просто; вы можете видеть их, и, тем не

менее, они будут оставаться. Одно дело -- видеть, и другое -- что-либо

делать, одно дело -- знать, и другое -- изменяться.

В. Абсолютная истина возможна только с объективным сознанием?

0. Истина существует без нас, но человек может знать истину только в

объективном состоянии. Не 'абсолютную' истину, но просто истину, ибо истина

не нуждается в квалификациях. В нашем состоянии мы не можем знать истину, за

исключением самых малых вещей, и даже тогда мы совершаем ошибки.

В. Как человек может узнать истину на нашем уровне?

0. Путем прихода к простым вещам. В простых вещах человек может узнать

истину; он может знать, что такое дверь и что такое стена, и он может

подвести всякий трудный вопрос к простой вещи. Это значит, что вы должны

узнать определенное качество в совершенно простых принципах и проверить

другие вещи посредством этих простых принципов. Вот почему философия --

просто обсуждение возможностей или обсуждение смысла слов -- исключена из

настоящей системы. Вы должны стараться понять простые вещи, и должны

научиться думать таким образом; тогда вы будете способны привести все к

простым вещам. Возьмите, например, самовоспоминание. Вам дан весь материал;

если вы наблюдаете себя, вы увидите, что не помнили себя в данный момент; вы

заметите, что в некоторые моменты помните себя больше, а в некоторые моменты

-- меньше, и вы решите, что лучше помнить себя. Это значит, что вы нашли

дверь, что вы видите разницу между дверью и стеной.

В. Как продлить состояние совести?

0. Сначала мы должны думать не о том, как продлить, но как создать, так

как в нашем обычном состоянии у нас ее нет. Когда мы создаем или пробуждаем

совесть, тогда, конечно, полезно сохранять ее дольше, хотя это очень

неприятно. Но нет никаких прямых методов для вызывания ее, поэтому только

путем выполнения всего, что возможно, человек может получить этот вкус

совести. Вообще, одним из первых условий является большая искренность с

самим собой. Мы никогда не искренни сами с собой.

В. Как можно научиться быть искренним с самим собой?

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

196

О. Только путем попыток видеть себя. Просто думайте о самих себе, не в

эмоциональные моменты, но в спокойные моменты, и не оправдывайте себя, так

как обычно мы оправдываем себя и объясняем все, говоря, что это было

неизбежно или что это была чья-то ошибка и т. д.

В. Я пытался быть искренним, но теперь я вижу, что действительно не

знаю, что значит быть искренним.

О. Чтобы быть искренним, недостаточно только хотеть этого. Во многих

случаях мы не хотим быть искренними, но даже если бы хотели, мы не могли бы

быть искренними. Это надо понять. Способность быть искренним -- это наука. И

даже решение быть искренним является очень трудным, потому что у нас много

отговорок.

Только