Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

случае мы никогда не будем знать самих

себя. Если мы всегда чувствуем только одну эмоцию в момент и не помним

других эмоций, мы отождествлены с ней.

1ЯЯ

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

Когда мы имеем другую эмоцию, мы забываем первую; когда мы имеем

третью, мы забываем первую и вторую. Очень рано в жизни, путем подражания и

различными другими путями, мы учимся жить в некоторого рода воображаемом

состоянии для того, чтобы уберечь себя от неприятности, поэтому люди

развивают в себе эту способность видеть только одну эмоцию.

Вспоминайте о работе. Вспоминайте себя в одном настроении, затем

вспоминайте себя в другом настроении. Пытайтесь связать их вместе, и вы

увидите.

В. Если мы имеем различные изолированные отделения, выражают ли они

себя?

0. Как я только что сказал, каждое в свое время. Например, мы любим

кого-то в один момент и желаем ему смерти в следующий. Только мы не видим

этого. Однако иногда приходят моменты, когда мы можем чувствовать все наши

эмоции об одном и том же объекте одновременно. Вы должны ждать, пока не

почувствуете вкус такого момента, так как без этого вкуса вы никогда не

достигнете дальнейшего понимания того, что значит момент совести. Совесть

может быть очень сильна и определенна. Но в большинстве случаев она спит,

так как большинство людей спит, и все в них является спящим.

Таким образом, совесть должна быть пробуждена. В некоторых случаях мы

должны научиться понимать истину эмоционально, и мы можем делать это, только

если не боимся встретиться лицом к лицу с противоречиями в самих себе.

В нас есть специальные приспособления, которые предохраняют нас от

видения этих противоречий. Эти приспособления называются буферами. Буфера

являются специальными устройствами, или специальным наростом, если хотите,

который предохраняет нас от видения истины относительно нас самих и

относительно других вещей. Буфера делят нас на некоторого рода

мысленепроницаемые отделения. Мы можем иметь много противоречивых желаний,

намерений, целей, и мы не видим, что они являются противоречивыми, так как

между ними стоят буфера и мешают нам смотреть из одного отделения в другое.

Когда вы находитесь в одном отделении, вы думаете, что это нечто целое,

затем вы переходите в другое отделение и думаете, что это является целым.

Эти приспособления называются буферами, потому что, как в железнодорожном

вагоне, они смягчают удары. Но в отношении к человеческой машине они гораздо

сильнее: они не дают человеку видеть, они являются шорами. Люди с сильными

буферами никогда не видят; но если бы они видели, как много в них

противоречий, они были бы не в состоянии двигаться, они бы не верили самим

себе. Вот почему буфера необходимы в механической жизни. Такие крайние

случаи означают ошибочное развитие, но даже в обычных

ГЛАВА VI

189

людях, в том или ином направлении, всегда имеются глубоко скрытые

буфера.

В. Если человеку удалось найти в себе буфер, то как можно от него

избавиться?

0. Сначала вы должны увидеть его; ничего невозможно сделать, пока он

невидим. А можете ли вы делать что-либо после того, как вы увидели его,

зависит от размера буфера и от многих других вещей. Иногда необходимо брать

молоток и разбивать его, а иногда он исчезает, если вы бросаете свет на

него, буфера не любят света. Когда буфера начинают исчезать или становятся

менее сильными, совесть начинает проявлять себя. В обычной жизни она

подавляется буферами.

В. Могли бы вы объяснить более подробно, что подразумеваете под

буферами?

0. Буфера очень трудно описать или определить. Как я сказал, они

представляют собой ряд подразделений в нас, которые удерживают нас от

наблюдения самих себя. Вы можете иметь различные эмоциональные отношения

(буфера всегда относятся к эмоциональным отношениям) к одной и той же вещи

утром, в полдень и вечером, не замечая этого. Или при некотором стечении

обстоятельств вы имеете один род мнений, а при других обстоятельствах --

другой род мнений, и буфера являются стенами, которые стоят между ними.

Обычно каждый буфер основан на некоторого рода ошибочном мнении о самом

себе, своих способностях, своих силах, склонностях, знании, бытии, сознании

и т. д. Они отличаются от обычных ошибочных идей, так