Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

вы должны понять о частях центров, и это то,

что интеллектуальные части отличаются значительно меньше одна от другой, чем

другие части. Это деление на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную

части очень ясно и резко определено в низших частях центров, но оно

становится значительно менее очевидным в высших частях.

В. Смешиваются ли друг с другом только различные центры, или одна часть

центра может смешаться с другой частью этого же центра?

О. Может быть и то, и другое. Допустим, что вы работаете с двигательным

центром -- тогда может вмешаться инстинктивный или эмоциональный центр, или

другая часть двигательного центра. Или, если вы чувствуете себя в одном

центре, а затем начинаете говорить, вы переходите в другой центр и даже

можете забыть, что хотели сказать.

В. Составляет ли сумма интеллектуальных частей различных центров

интеллектуальный центр или они являются отдельными?

О. Нет, все они могут работать отдельно, но, конечно, если бы человек

мог управлять интеллектуальными частями всех центров и заставить их работать

совместно, это был бы путь к высшим центрам. Интеллектуальные части сами по

себе не составляют ни один из центров, но их объединенная работа будет

лучше, чем та, которую они совершают по отдельности.

В. Ослабляет ли работа над собой функции механических частей центров?

0. Она будет ослаблять функции механических частей в том смысле, что

она будет уменьшать механичность там, где полезны

84

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

внимание и сознание. Механические части будут выполнять свою

собственную работу, для которой они предназначены, и, возможно, выполнять ее

лучше, чем в настоящее время, ибо теперь они слишком заняты вещами, которые

к ним не относятся. Это даст возможность работать лучшим частям центров.

В. Должна ли механичность рассматриваться как факт для наблюдения или

как зло, с которым надо бороться?

О. Видите ли, вы никогда не поймете механичность, если вы говорите

таким образом. Но когда вы видите или отыскиваете в своей памяти, как можете

совершенно механически выполнять большинство отвратительных вещей, о которых

позже не можете понять, как могли их делать, тогда вы узнаете, что такое

механичность. Всю нашу жизнь мы совершаем механически то, чего никогда не

сделали бы сознательно. Это то, что мы должны понять. Если мы рассмотрим

нашу жизнь год за годом, месяц за месяцем, то мы увидим в нашей жизни

поступки, которые мы не совершили бы, если бы были сознательными, и те

поступки, которые мы не совершили в своей жизни также по причине своей

несознательности. Это есть путь к размышлению о механичности.

В. Является ли формулирование соответствующей функцией

интеллектуального центра?

О. Совершенно верно. Могут быть различные степени, но в настоящее время

мы можем говорить только о формулировке и формировании. В этой связи важно

понять правильное значение слова 'формирующий'. Имеются два метода

умственных заключений: 'формирование' и 'формулирование'. 'Формирование'

есть заключение, достигнутое путем наименьшего сопротивления, избегающее

трудности. Это легче, так как это делается само собой -- готовые фразы,

готовые мнения, подобные штампу. Обычно этого мышления недостаточно, за

исключением наипростейших случаев. 'Формулирование' есть заключение,

достигнутое на основе всего доступного материала; оно требует усилия, но оно

означает наилучшее, что мы можем сделать.

В. Разве мы можем формулировать? Ведь 'я' будут искажать факты?

0. Они будут искажать формулирование. Необходимо научиться отличать

формулирование от формирования. Формирование является, так сказать, быстрым

взглядом, иногда совершенно ошибочным, а формулирование, как я сказал, --

это когда вы собираете все, что знаете о данном предмете, и пытаетесь

сделать некоторый вывод.

В. Почему я иногда нахожу лекции интересными, а иногда нет?

0. Потому что вы находитесь в различных центрах. В одном центре вы

можете быть заинтересованы, в другом центре вы не являетесь

заинтересованными. Допустим, вы находитесь в инстинк-

ГЛАВА III

85

тивном центре; он не может быть заинтересован в эзотерических идеях, он

интересуется пищей и связанными с ней вещами. Но если вы находитесь в

интеллектуальном или частично в эмоциональном