Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

и функции -- Степени

сознательности - Деление функций - Самовоспоминание - Механичность -Изучение

функций четырех центров - Подразделение центров - Внимание - Формирующий

аппарат - Неправильная работа центров - Четыре вида энергии -- Остановка

утечек -- Отрицательные эмоции -- Остановка выражения отрицательных эмоции

-- Изменение отношении.

В НАСТОЯЩЕЙ СИСТЕМЕ, КОТОРАЯ ИЗУЧАЕТ ЧЕЛОВЕКА КАК НЕЗАВЕРШЕННОЕ

СУЩЕСТВО, особое внимание направлено на самоизучение, и в этом смысле

понятие самоизучения связано с понятием улучшения. В своем настоящем

состоянии мы можем применять очень небольшую часть из наших сил, но изучение

развивает их. Самоизучение начинается с изучения состояний сознания. Человек

имеет право быть самосознающим, даже такой, какой он есть, без какого-либо

изменения. Объективное сознание требует в нем многих изменений, но

самосознание он может иметь и теперь. Однако он не получил его, хотя и

думает, что имеет его. Как началась эта иллюзия? Почему человек приписывает

себе самосознание? Он приписывает его себе вследствие того, что это его

законное состояние. Если он не является самосознающим, он живет ниже своего

законного уровня, употребляет только одну десятую своих сил. Но пока он

приписывает себе то, что является только возможностью, он не будет работать

для достижения этого состояния.

По этому поводу возникает следующий вопрос: почему человек не обладает

самосознанием, если он имеет для этого все необходимые приспособления и

органы? Причиной этого является его сон. Не легко пробудиться, ибо имеется

много причин для сна. Часто задают вопрос: все ли люди обладают возможностью

пробуждения? Нет, не все: очень немногие способны понять, что они спят, и

сделать необходимые усилия для пробуждения. Во-первых, человек должен быть

подготовлен, он должен понять свое положение; во-вторых, он должен иметь

достаточно энергии и достаточно сильное желание, чтобы быть способным выйти

из этого положения.

ГЛАВА III

71

Во всей этой странной комбинации, являющейся человеком, только одно

может быть изменено -- это сознание. Но сначала он должен понять, что он

машина, -- для того, чтобы быть способным затянуть некоторые гайки, ослабить

другие и т. д. Он должен изучать; именно здесь начинается возможность

изменения. Когда он поймет, что он -- машина, и когда узнает кое-что о своей

машине, он увидит, что его машина может работать в различных условиях

сознания, и поэтому будет стараться дать ей лучшие условия.

Нам говорили в настоящей системе, что человек имеет возможность жить в

четырех состояниях сознания, но он живет только в двух. Мы знаем также, что

наши функции делятся на четыре категории. Таким образом, мы изучаем четыре

категории функций в двух состояниях сознания. В то же время мы понимаем, что

случаются проблески сознания, и что нам мешает иметь больше этих проблесков

то, что мы не помним себя, что мы спим.

Первое, что необходимо понять при серьезном изучении самого себя, это

то, что сознание имеет степени. Вы должны помнить, что вы не проходите от

одного состояния к другому, но что они прибавляются одно к другому. Это

значит, что если вы находитесь в состоянии сна, то, когда пробуждаетесь,

состояние относительного сознания или 'бодрствующего' сна прибавляется к

состоянию сна; если вы становитесь самосознающим, это прибавляется к

состоянию 'бодрствующего' сна; а если достигаете состояния объективного

сознания, оно прибавляется к состоянию самосознания. Нет резких переходов от

одного состояния к другому. Почему нет? Потому что каждое состояние состоит

из различных слоев. Как во сне вы можете быть более крепко спящими или менее

крепко спящими, так и в состоянии, в котором мы находимся теперь, вы можете

быть ближе к самосознанию или дальше от него.

Второй вещью, необходимой при серьезном изучении самого себя, является

исследование функций путем наблюдения их, изучение правильного разделения их

и распознавания каждой из них отдельно. Каждая функция имеет свою

собственную профессию, свою собственную специальность. И каждая должна быть

изучена отдельно с учетом ее различия и того, что управляется она своим

центром или разумом. Очень полезно думать о наших различных функциях или

центрах и представлять себе, что они совершенно независимы. Мы не

представляем