не считая нескольких шлок в начале книги, имеющих космогоническое содержание, а также второстепенных правил, допускающих различные толкования.
В первоначальном виде законы Ману менее всего были кодексом поведения - в смысле гражданского или уголовного права. Скорее всего это был свод физических и биологических закономерностей; сам Ману являлся не столько 'законодателем', сколько исследователем законов, их открывателем. Его учение о кастах - это не законодательство, а 'запсиь' законов природы. Законы каст были для него законами вселенной, законами природы.
Определение каст в законах Ману интересно прежде всего той точностью, с которой оно устанавливает фундаментальные типы людей, а также поразительной писхологической точностью описания этих типов.
Вот шлока 31 главы 1:
Ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бЈдер и ступней брахмана, кшатрия, вайшья и шудру.
Эта шлока указывает, во-первых, на то, что человечество в его нынешнем виде создано для некой космической цели и играет определЈнную роль в жизни миров, во-вторых, на аналогию между человечеством и Брахмой. Эта идея представляет собой то же самое, что и библейское сказание о сотворении человека, которого Бог сотворил по своему образу и подобию.
Определения каст и их функций также полны глубокого смысла.
Брахманам подобает изучение Веды, обучение других людей, жертвоприношения (молитвы) за себя и за других, раздача и получение милостыни.
Следовательно, в деятельность брахмана не входит никакая борьба. Брахман не должен бороться за что-либо материальное. Он только принимает то, что ему дают. Все виды внешней борьбы принадлежат кшатриям и вайшьям. Но для кшатрия борьба позволена и утверждена только ради других, тогда как для вайшья она разрешена и ради себя.
Далее, кшатрия и вайшья могут изучать Веду, но не должны учить других; могут давать милостыню, но не должны принимать еЈ; могут совершать жертвоприношения только за себя, но не за других.
Главное различие между кшатрия и вайшья состоит в том, что деятельность кшатрия совершается ради других: он должен охранять народ и управлять им, повинуясь только брахманам, тогда как вайшья разрешена деятельность для себя: ему можно торговать, давать деньги в долг, возделывать землю; при этом он обязан повиноваться брахманам и кшатриям.
Единственный долг шудры - служение этим трЈм кастам. Это значит, что шудры - люди, лишЈнные инициативы или обладающие неправильной инициативой, которые должны повиноваться воле других.
Вполне возможно, что было такое время, когда учение Ману понималось правильно; это время было, вероятно, не очень долгим. Правящее положение в жизни занимали брахманы, кшатрии повиновались им вайшья, в свою очередь, подчинялись кшатриям, а шудры служили этим трЈм кастам. Но, конечно, в этот период касты не были наследственными.
Вероятно, брахманы, ведавшие воспитанием детей, определяли их касту; дети в соответствии со своими естественными способностями и наклонностями воспитывались брахманами, кшатриями, вайшья или шудрами. Разумеется, при этом существовала тщательно разработанная система наблюдения за детьми для определения их касты и столь же тщательно разработанная система проверки наблюдений.
Кроме того, для человека существовала возможность перехода из низшей касты в высшую, как видно из шлоки 335 главы IX:
Шудра чистый, послушный высшим, мягкий в речи, свободный от гордости, всегда прибегающий к покровительству брахмана, получает (в новой жизни) высшее рождение.
Примечательно, что и в русском тексте, которым я располагаю, и в английском переводе слова 'в новой жизни' взяты в скобки. Это значит, что в санскритском оригинале их нет; они вставлены переводчиками, так как, по их мнению, они подразумеваются предыдущими фразами.
Необходимо понять, в чЈм здесь дело. Переводы с санскрита, в общем, весьма трудны, поскольку в санскрите многое 'подразумевается'. Обычно в переводах такие подразумеваемые слова помещают в скобках. Это, естественно, даЈт волю самым разным толкованиям. Очень часто идею того или иного действия, положения или отношения угадывают в предыдущих словах. Так, слово 'получит' в некоторых случаях действительно означает 'получит в будущей жизни'. Естественно, однако, что эти формальные смыслы в разные эпохи менялись. И было бы ошибочным утверждать, что данное слово всегда предполагает другое, которое должно следовать за ним, но отсутствует в тексте. В данном случае законы Ману гораздо древнее, чем идея о том, что глагол 'получает' подразумевает 'будущую жизнь'; именно здесь и таится главное непонимание.