отдаст ему всего долга (Матф. XVIII, 23-34)
За этим следует рассказ о богатом юноше и о трудностях, испытаниях и препятствиях, которые создаЈт жизнь, еЈ сила и привлекательность, в особенности же для тех, которые владеют многим.
Юноша говорит Ему: всЈ это сохранил я от юности моей; чего ещЈ недостаЈт мне?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоЈ и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Услышав слово сиЈ, юноша отошЈл с печалью, потому что у него было большое имение.
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
И ещЈ говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Матф. XIX, 20-24)
Слово 'богатый' опять-таки имеет, конечно, много значений. Оно содержит идею 'привязанности', иногда идею большого знания, великого ума, таланта, положения, славы - всЈ это суть 'богатства', которые закрывают вход в Царство Небесное. Привязанность к церковной религии также является 'богатством'. Только в том случае, когда 'богатый человек' станет 'нищим духом', откроются для него врата в Царство Небесное.
Следующие разделы Евангелия св. Матфея рассматривают различные виды отношения к эзотерическим идеям.
Некоторые люди жадно за них хватаются, но вскоре отбрасывают; другие сначала противятся им, но впоследствии серьЈзно их воспринимают. Таковы два типа людей. Один тип - это человек, который сказал, что пойдЈт, и не пошЈл; другой - сказавший, что не пойдЈт, и затем пошедший. Далее, люди, которые не имеют успеха в жизни, занимают очень низкое положение, и даже преступники, 'мытари и блудницы' с точки зрения Царства Небесного, оказываются иногда лучше самоуверенных праведников.
А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подошед к первому, сказал: сын! пойди, сегодня работай в винограднике моЈм.
Но он сказал в ответ: 'не хочу'; а после, раскаявшись, пошЈл.
И, подошед к другому, он сказал тоже. Этот сказал в ответ: 'иду, государь'; и не пошЈл.
Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие;
Ибо пришЈл к вам Иоанн путЈм праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видевши это, не раскаялись после, чтобы поверить ему (Матф. XXI, 28-32).
Далее следует притча о хозяине дома и еЈ объяснение, в котором угадываются глубокие идеи космического порядка, относящиеся, возможно, к перемене циклов, т.е. к смене неудавшегося опыта новым, как об этом говорилось в главе I. Эту притчу можно отнести ко всему человечеству; она указывает на взаимоотношения между внутренним кругом человечества и его внешним кругом.
Выслушайте другую притчу. Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнЈс его оградою, выкопал в нЈм точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
Виноградари, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили также.
Наконец послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари, увидевши сына, сказали друг ругу: это наследник; пойдЈм, убьЈм его и завладеем наследством его.
И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили.
Итак, когда придЈт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Матф. XXI, 33-41).
Далее следует та же идея отбора и указание на разное отношение людей к идее Царства Небесного:
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего.
И послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: 'вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всЈ готово; приходите на брачный пир'.
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своЈ, а кто на торговлю свою;
Прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их.
Услышав о сЈм, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжЈг город их (Матф. XXII, 2-7).
Далее излагается притча о людях, которые желают вступить в эзотерический круг, но не готовы к этому:
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны;
Итак, пойдите на распутия и всех, кого