так потому, что сидящего Будду обычно изображают в этой асане. Простейшей еЈ формой является положение, когда йогины сидит, скрестив ноги, но не по-турецки, а так, чтобы одна ступня посещалась на противоположном бедре, а другое бедро - на противоположной ступне. Ноги при этом крепко прижаты к земле и друг к другу. Даже эта асана, самая простая из всех, невозможна без долгой и упорной подготовки. Однако только что описанная поза фактически не является полной асаной. Если внимательно приглядеться к статуям Будды, можно увидеть, что обе ступни у него лежат на бЈдрах пятками вверх. В этом положении ноги настолько переплетены, что поза кажется невозможной без сломанных костей. Но люди, побывавшие в Индии, видели и фотографировали эту асану в еЈ полной форме.
Кроме внешних асан существуют внутренние асаны, которые состоят в изменении различных внутренних функций, как, например, замедление или ускорение работы сердца и всего кровообращения. В дальнейшем они позволяют человеку подчинить себе целую серию внутренних функций, которые не только находятся за пределами контроля человека, но зачастую совершенно неизвестны европейской науке; иногда же она лишь догадывается об их существовании.
Смысл и конечная цель внешних асан как раз и заключается в достижении контроля над внутренними функциями.
Самообучение асанам представляет собой непреодолимые трудности. Существует описание более чем семидесяти асан; но даже самые полные и детальные описания не дают указаний о том, в каком порядке их следует изучать. Этот порядок не может быть указан в книгах, ибо он зависит от физического типа человека.
Можно сказать, что для каждого человека существует одна или несколько асан, которые он может освоить и практиковать с большей легкостью, нежели другие. Но сам человек не знает свой физический тип, не знает, какие асаны будут для него самыми лЈгкими, с каких асан ему следует начинать. Кроме того, ему неизвестны подготовительные упражнения, разные для каждой асаны и для каждого физического типа.
ВсЈ это может быть решено для него только учителем, обладающим полным знанием хатха-йоги.
После известного периода наблюдений и проверочных упражнений, которые предлагаются ученику, учитель определяет его физический тип и сообщает ему, с какой асаны он должен начинатб. Одному ученику необходимо начинать с семидесятой асаны, другому - с тридцать пятой, третьему - с пятьдесят седьмой, четвЈртому - с первой и т.д.
Установив, какую из 'асан' должен осваивать ученик, учитель даЈт ему особые упражнения, которые сам и демонстрирует. Эти упражнения постепенно приводят ученика к желаемой асане, т.е. позволяют принимать необходимое положение тела и удерживать его в течение определЈнного времени.
Когда освоена первая асана, учитель определяет, какую следующую асану должен освоить ученик, и снова даЈт ему особые упражнения, выполнение которых через некоторое время приведЈт его к этой асане.
Изучение неправильно подобранной асаны вызывает почти непреодолимые трудности. Кроме того, как указывается в книгах, излагающих принципы хатха-йоги, 'неправильная асана убивает человека'.
ВсЈ это вместе взятое совершенно ясно доказывает, что изучение хатха-йоги, равно как и других йог, без учителя невозможно.
Главный метод хатха-йоги, который позволяет подчинить воле физическое тело и даже 'бессознательные' физические функции - это непрерывная работа по преодолению боли.
Преодоление боли, преодоление страха перед физическим страданием, преодоление постоянной жажды покоя, довольства и удобства - всЈ это создаЈт силу, которая переносит хатха-йогина на другой уровень бытия.
В литературе, главным образом теософской, посвящЈнной истории приципов и методов хатха-йоги, существует различие в мнениях, которое имеет определЈнное значение. Некоторые авторы утверждают, что изучение йоги должно обязательно начинаться с хатха-йоги, без чего йога не даЈт результатов. Другие авторы утверждают, что хатха-йогу можно изучать после других йог, особенно после раджа-йоги, когда ученик уже обладает всеми силами, которые даЈт ему новое сознание.
Правильным решением этого вопроса будет предположение, что в данном случае, как и во многих других, всЈ зависит от типа, т.е. существуют типы людей, которые обязательно должны начать с хатха-йоги, и типы, для которых возможны пути через другие йоги.
В западной научной литературе, посвящЈнной 'индийскому аскетизму', хатха-йогинов, к несчастью, нередко смешивают с 'факирами'. Причины такого смешения легко понять. Исследователи, наблюдающие внешние феномены и не понимающие