плоскому существу возможность достичь центр круга, не пересекая линии окружности, не разрушая круга.
Продолжая исследовать свойства зрения и восприятия в четвЈртом измерении, мы вынуждены признать, что не только с точки зрения геометрии, но и во многих других отношениях из четвЈртого измерения можно увидеть в предметах нашего мира гораздо больше, чем видим мы.
Про человеческий глаз Гельмгольц сказал однажды, что если бы ему принесли от оптика так бездарно сделанный инструмент, он ни за что бы его не взял. Бесспорно, наш глаз не видит очень много из того, что существует. Но поскольку в четвЈртом измерении мы видим, не прибегая к столь несовершенному аппарату, следовательно, мы должны видеть гораздо больше, видеть то, чего сейчас не видим, и видеть без того покрова иллюзий, который закрывает весь мир и делает его облик совсем не похожим на то, что есть на самом деле.
Может возникнуть вопрос: а почему в четвЈртом измерении мы должны видеть без помощи глаз, и что это значит?
Дать на эти вопросы определЈнный ответ удастся только тогда, когда станет определЈнно известно, что четвЈртое измерение существует и что это такое; но пока удаЈтся рассуждать только о том, чем могло бы быть четвЈртое измерение, и поэтому на перечисленные вопросы нельзя дать окончательный ответ. Зрение в четвЈртом измерении не должно быть связано с глазами. Мы знаем пределы зрения глазами; знаем, что человеческому глазу никогда не достичь совершенства микроскопа или телескопа. Однако эти инструменты, умножая силу зрения, ничуть не приближают нас к четвЈртому измерению. Из этого можно заключить, что зрение в четвЈртом измерении - какое-то иное по сравнению с обычным зрением. Но каким оно может быть? Вероятно, чем-то, похожим на то 'зрение', которым птица, покидая северную Россию, 'видит' Египет, куда она летит на зиму; или на зрение почтового голубя, который за сотни вЈрст 'видит' свою голубятню, откуда его увезли в закрытой корзинке; или на зрение инженера, который делает первые расчЈты и предварительные эскизы моста и при этом 'видит' мост и идущие по нему поезда; или на зрение человека, который, глянув на расписание, 'видит' своЈ прибытие на станцию отправления и приход поезда к назначенному пункту.
Теперь, наметив некоторые особенности, которыми должно обладать зрение в четвЈртом измерении, мы попытаемся точнее описать то, что нам известно из явлений мира четвЈртого измерения.
Вновь используя опыт двумерного существа, мы должны задать себе следующий вопрос: все ли 'явления' нашего мира объяснимы с точки зрения физических законов?
Необъяснимых явлений существует вокруг нас так много, что, привыкая к ним, мы перестаЈм замечать их необъяснимость и, забывая о ней, принимаемся классифицировать эти явления, даЈм им названия, заключаем в разные системы и, в конце концов, начинаем даже отрицать их необъяснимость.
Строго говоря, всЈ одинаково необъяснимо. Но мы привыкли считать одни порядки явлений более объяснимыми, а другие - менее. Менее объяснимые мы выделяем в особую группу, создаЈм из них отдельный мир, как бы параллельный 'объяснимому'.
Это относится прежде всего к так называемому 'психическому миру', к миру идей, образов и представлений, который мы рассматриваем как параллельный физическому.
Наше отношение к психическому, та разница, которая существует для нас между 'физическим' и 'психическим', показывает, что именно психическое следует отнести к области четвЈртого измерения *.
В истории человеческого мышления отношение к психическому очень похоже на отношение плоского существа к третьему измерению. Психические явления необъяснимы на 'физической плоскости', поэтому их противопоставляют физическим. Но единство тех и других, тем не менее, чувствуют и постоянно делают попытки истолковать психическое как род физического, или физическое как род психического. Разделение понятий признаЈтся неудачным, но средств для их объединения нет.
Первоначально психическое признают совершенно отдельным от тела, функцией 'души', не подчинЈнной физическим законам: душа живЈт сама по себе, а тело само по себе, одно несоизмеримо с другим. Это - теория наивного дуализма, или спиритуализма. Первая попытка не менее наивного монизма рассматривает душу как непосредственную функцию тела, утверждая, что 'мысль есть движение вещества'. Такова знаменитая формула Молешотта.
Оба взгляда заводят в тупик. Первый - потому что существует очевидная зависимость между актами физиологическими и психическими. Второй - потому что движение всЈ-таки остаЈтся движением, а мысль - мыслью.
Первое аналогично