требования необходимо исполнять.
'Христианство запрещает убийство. Однако все то, к чему ведет наш
прогресс, - это прогрессирующие способы убийства и ведения войны. Как же мы
смеем называть себя христианами?
'Никто не имеет права называть себя христианином, если он не выполняет
заповедей Христа. Человек может сказать, что он желает стать христианином,
если он стремится выполнять эти заповеди. Если же он совсем о них не думает,
или смеется над ними, или подменяет их какими-то собственными изобретениями,
или просто забывает о них, он не имеет права называть себя христианином.
'Я привел пример войны, потому что этот пример самый разительный. Но и
без войны жизнь являет собой точно такую же картину. Люди называют себя
христианами, однако не понимают, что они не только не желают, но и не могут
быть христианами, ибо для этого необходимо не просто желать, а уметь - уметь
быть единым.
'Человек как таковой не един; это не 'я', а 'мы' или, более правильно,
'они'. Из этого все проистекает. Предположим, человек решает, следуя
Евангелию, подставить левую щеку, если его ударили по правой. Но так решает
одно 'я' в уме или в эмоциональном центре. Одно 'я' знает и помнит об этом,
а другие 'я' не помнят. Вообразим, что случается на самом деле, если кто-то
ударит такого человека. Вы думаете, он повернет обидчику левую щеку?
Никогда! У него даже не будет времени подумать о случившемся. Он или ударит
обидчика по физиономии, или станет звать полицейского, или бросится бежать.
Его двигательный центр будет реагировать привычным образом или тик. как его
научили, прежде чем этот человек сообразит, что именно он делает.
'Для того, чтобы подставить щеку, необходимо специальное обучение,
длительная подготовка. И если эта подготовка является механической, она
опять-таки ничего не стоит, ибо в подобном случае человек подставляет щеку
лишь потому, что больше ничего не умеет делать.'
- Может ли молитва помочь человеку жить по-христиански? - задал кто-то
вопрос.
- Все зависит от того, что это за молитва, - ответил Гурджиев. -
Молитва субъективного человека, т.е. человека номер один, два и три, может
дать только субъективные результаты, а именно: самоутешение, самовнушение,
самогипноз. Объективных результатов она дать не может.
- Но разве молитва вообще не может дать объективных результатов? -
спросил один из присутствующих.
- Я уже сказал: все зависит от того, чья это молитва, отвечал Гурджиев.
'Нужно научиться молиться с таким же совершенством, как люди учатся
всему остальному. У того, кто знает, как молиться, кто умеет правильно
сосредоточиваться, - у такого человека молитва дает результаты. Следует
только понять, что существуют разные молитвы, и их результаты различны. Это
известно даже из обычного богослужения. Но мы, говоря о молитве или о ее
результатах, как правило, имеем в виду один вид молитвы - мольбу; или же
считаем, что мольбу можно соединить с остальными видами молитвы. Конечно,
это неправильно. Большая часть молитв не имеет ничего общего с мольбами. Я
говорю о древних молитвах: многие их них гораздо старше, чем христианство.
Эти молитвы представляют собой, так сказать, повторения; повторяя их вслух
или про себя,, человек стремится пережить разумом или чувством, то, что в
них заключено, их содержание. И человек всегда может составить для себя
новые молитвы. Например, человек повторяет: 'Я хочу быть серьезным'. Все
дело в том, как он это говорит. Если он повторяет такую молитву даже десять
тысяч раз в день и думает при этом, как бы скорее кончить повторение, что у
него будет на обед и тому подобное, тут будет не молитва, а самообман. Но
эта формула может стать молитвой, если человек повторяет ее следующим
образом: он произносит 'я' и пытается в это время думать обо всем, что он
знает о 'я'. Оно не существует; нет единого 'я', есть лишь толпа мелочных,
обманчивых, сварливых 'я'. Но он хочет быть единым 'я', господином; он
припоминает повозку, лошадь, возницу и господина. Говоря 'хочу', он думает о
значении фразы 'я хочу'. Может ли он хотеть? В нем все время 'что-то хочет
или не хочет'. Но этому 'хочет' или 'не хочет' он стремится противопоставить
собственное 'я хочу', связанное с целями работы над собой, т.е. ввести в
привычное сочетание двух сил - 'оно хочет' и 'оно не хочет' - третью силу.
'Быть'