человека, нужна
палка. Единственное, что может делать человек на известной ступени, желая
работать над собой, - это повиноваться. Самостоятельно он ничего не в
состоянии сделать.
'Более, чем в чем-либо ином, он нуждается в постоянном руководстве и
повиновении; за ним нужно наблюдать. Он не может наблюдать за собой
постоянно. Кроме того, он нуждается в определенных правилах, для выполнения
которых необходимо, во-первых, некоторого рода вспоминание себя; во-вторых,
их выполнение помогает в борьбе с привычками. Всего этого человек сам
сделать не может. В жизни все устроено слишком удобно, и это мешает
работать. В школе человек находится среди других людей, которые попали туда
не по его выбору, с которыми может оказаться очень трудно жить и работать; в
школе обычно бывают неудобные и непривычные условия. Это создает напряжение
между ним и другими; такое напряжение необходимо, потому что оно постепенно
сглаживает острые углы.
'Далее, правильно организовать работу над двигательным центром можно
только в школе. Как я уже говорил, неправильная, независимая или
автоматическая работа двигательного центра лишает опоры другие центры, и они
невольно следуют за двигательным центром. Поэтому единственная возможность
заставить другие центры работать по-новому нередко состоит в том, чтобы
начать с двигательного центра, т.е. с тела. Ленивое, автоматичное, полное
глупых привычек тело прекращает любую работу.
- Но существуют теории, - сказал один из нас, - о том, что человек
должен развивать духовную и моральную сторону своей природы; добившись
результатов в этом направлении, он не будет встречать препятствий со стороны
тела. Возможно это или нет?
- Да и нет, - сказал Гурджиев. - Все дело в одном 'если'. Если человек
достигнет совершенства в моральной и духовной природе, не встречая
препятствий со стороны тела, тело не будет мешать его дальнейшим
достижениям. Но, к несчастью, этого никогда не бывает, потому что тело
мешает с первого же шага, мешает своим автоматизмом, своей привязанностью к
привычкам, но более всего своим неправильным функционированием. Развитие
моральной и духовной природы без помех со стороны тела теоретически
возможно, но это справедливо лишь в случае идеальной работы тела. А кто
может сказать, что его тело работает идеально?
'Кроме того, в самих словах 'моральный' и 'духовный' скрывается обман.
Я уже нередко объяснял раньше, что, говоря о машинах, нельзя начинать с их
'моральности' или 'духовности'; нужно начинать с их механичности и с
законов, управляющих этой механичностью. Бытие человека номер один, номер
два и номер три - это бытие машин, которые могут перестать быть машинами, но
все же не перестали быть ими.'
- Но разве невозможно на волне эмоций сразу же перенестись на другой
уровень бытия? - спросил кто-то.
- Не знаю, - ответил Гурджиев, - мы опять говорим на разных языках.
Волна эмоций необходима, но она не в состоянии изменить двигательные
привычки; сама по себе она не заставит центры работать правильно, если эти
центры всю жизнь работали неправильно. Чтобы изменить и исправить все это,
требуется особенная, длительная работа. Тогда вы и говорите: перенести
человека на другой уровень бытия. Но с этой точки зрения человек для меня не
существует. Есть сложный механизм из множества сложных частей. 'Волна
эмоций' появляется в одной его части, а другие части, возможно, не будут ею
затронуты. В машине невозможны никакие чудеса. Уже одно то, что эта машина
способна измениться, достаточно чудесно. А вы хотите, чтобы были нарушены
все законы.
- А как же разбойник на кресте? - спросил кто-то из присутствующих. -
Есть в этом что-то или нет?
- Это совсем другое дело, - возразил Гурджиев, - и здесь иллюстрируется
совсем иная идея. Во-первых, дело происходило на кресте, т.е. среди ужасных
страданий, подобных которым обычная жизнь не знает; во-вторых, в момент
смерти. Речь идет о последних мыслях и чувствах человека. В обычной жизни
они проходят, сменяясь другими, привычными мыслями. В жизни не может быть
продолжительной волны эмоций, поэтому она и не может вызвать перемену бытия.
'И далее, нужно понять, что мы говорим не об исключительных случаях,
которые могут возникнуть, а могут и не возникнуть, а об общих принципах,