Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

не знаем о

подлинных школах, за исключением результатов их работы; да и это возможно

лишь тогда, когда мы способны отличить результаты настоящей работы от

подражания и видимости.

'Но и подобные псевдо-оккультные системы играют свою роль в работе и

деятельности эзотерических кругов. А именно: они служат посредниками между

человечеством, погруженным в материалистическую жизнь, и школами,

заинтересованными в обучении определенного числа людей как для целей

собственного существования, так и для работы космического характера, которую

они могут выполнять. Сама идея эзотеризма, идея посвящения, в большинстве

случаев доходит до людей через псевдо-эзотерические системы и школы; и если

бы таких псевдо-эзотерических школ не существовало, огромное большинство

человечества не имело бы возможности услышать или узнать о существовании

чего-то большего, чем жизнь, ибо истина в ее чистой форме для них

недоступна. В силу многих характерных свойств человеческого бытия, и

особенно современного бытия, истина может прийти к людям только в форме лжи

- они способны переварить и усвоить ее только в этой форме.

'Кроме того, в псевдо-эзотерических движениях, в церковных религиях, в

оккультных и теософских школах иногда можно найти зерна истины в неизменной

форме. Они могут быть сохранены в писаниях, ритуалах, традициях, понятиях об

иерархии, в их догмах и правилах.

'Эзотерические (а не псевдо-эзотерические) школы, которые существуют в

некоторых странах Востока, найти трудно, ибо они пребывают там под покровом

обычных монастырей и храмов. Тибетские монастыри нередко построены в форме

четырех концентрических кругов, или дворов, отделенных друг от друга

высокими стенами. По такому же плану построены индийские храмы, в

особенности храмы южной Индии, - но только в форме квадратов - один внутри

другого. Верующие обычно имеют доступ в первый, внешний двор. иногда, как

исключение, туда. допускаются лица другой религии и европейцы; доступ во

второй двор открыт лишь для лиц определенной касты или для тех, кто имеет

особое разрешение; в третий двор допускаются только служители храма, а в

четвертый - лишь брахманы и священнослужители. Организации подобного рода,

существующие почти повсюду, позволяют эзотерическим школам существовать без

того, чтобы их узнали. Из дюжины монастырей один представляет собой школу.

Но как распознать ее? Даже проникнув внутрь, вы окажетесь лишь в первом

дворе; во второй имеют доступ только ученики. Но об этом вы и не знаете; вам

говорят, что они принадлежат к особой касте. О том, что касается третьего и

четвертого двора, вы ничего узнать не в состоянии. Такой же порядок можно

наблюдать практически во всех храмах; самостоятельно вы не сумеете отличить

эзотерический храм или монастырь от обыкновенного.

'Идея посвящения, которая доходит до нас через псевдоэзотерические

системы, также передана в совершенно неверной форме. Легенды, касающиеся

внешних обрядов посвящения, составлены из обрывков сведений о древних

мистериях, которыми мы располагаем. Мистерии представляли собой особого рода

путь, где наряду с трудным и продолжительным обучением давались специальные

театральные представления, изображавшие в аллегорической форме весь путь

эволюции человека и мира.

'Переходы с одного уровня бытия на другой отмечались особого рода

церемониями признания, т.е. посвящениями. Но само изменение бытия не может

быть вызвано каким-то обрядом. Обряды лишь отмечают совершившийся переход. И

только в псевдо-эзотерических системах, которые не имеют ничего, кроме этих

обрядов, им приписывают самостоятельное значение. Предполагается, что обряд,

преображенный в таинство, передает или сообщает посвященному некоторые силы.

Это опять-таки указывает на психологию подражательного пути. Нет и не может

быть никакого внешнего посвящения. В действительности существует только

самопосвящение, самопризвание. Системы и школы могут указывать методы и

пути; но никакая система и никакая школа не в состоянии выполнить за

человека ту работу, которую он должен сделать сам. Внутренний рост.

изменение бытия целиком зависят от работы, которую человек должен произвести

над самим собой.'

ГЛАВА 16

Исторические события зимы 1916-1917 гг. - Система Гурджиева как

руководство в лабиринте противоречий, или 'Ноев ковчег'.