во-вторых. из внутренних кругов
человечества, о существовании и значении которых большинство человечества
даже не подозревает, как не подозревает оно и о влиянии планет.
'Человечество, к которому мы принадлежим, т.е. все историческое и
доисторическое человечество, известное науке и цивилизации, составляет лишь
внешний круг человечества, внутри которого существует еще несколько кругов.
'Таким образом, мы можем представить себе. что все человечество, как
известное нам, так и неизвестное, состоит как бы из нескольких
концентрических кругов.
'Внутренний круг называется 'эзотерическим'. Он состоит из людей,
которые достигли высочайшего уровня развития: каждый из них обладает
индивидуальностью в самой полной степени, т.е. неделимым Я, всеми формами
сознания, возможными для человека, полным управлением состояниями сознания,
всецелым знанием, доступным человеку, свободной и независимой волей. Они не
могут производить действия, противоречащие их пониманию, или обладать
пониманием, которое не проявляется в действиях. Вместе с тем, среди них нет
разногласий, нет различий в понимании. Поэтому их деятельность вполне
согласована и ведет к общей цели без всякого принуждения: ибо она основана
на одинаковом понимании.
'Следующий круг называется 'мезотерическим', или средним. Люди, которые
принадлежат к этому кругу, обладают всеми качествами, присущими членам
эзотерического круга: единственная разница здесь в том, что их знание имеет
более теоретический характер. Это, конечно, относится к знанию космического
масштаба. Они знают и понимают многое такое, что не находит выражения в их
действиях; они знают дольше, чем делают. Но их понимание столь же точно, как
и понимание членов эзотерического круга: поэтому оно совпадает с ним. И
между ними. также нет разногласия, нет непонимания. Один из них понимает так
же, как понимают все, и все понимают так же, как и один. Но, как было
сказано ранее, их понимание, по сравнению с пониманием эзотерического круга,
более теоретично.
'Третий круг называется 'экзотерическим', т.е. внешним, и представляет
собой внешний круг внутренней части человечества. Принадлежащие к этому
кругу обладают многими особенностями, свойственными людям, входящим в
эзотерический и мезотерический круги; ни их космические знания носят более
философский характер, т.е. более абстрактны, чем знания мезотерического
круга; член мезотерического круга вычисляет, а член экзотерического круга
созерцает. Их понимание не выражается в действиях; но и в их понимании нет
различий: что понимает один, понимают и все остальные.
'В литературе, которая признает существование эзотеризма, человечество
обычно делится только на два круга: 'экзотерическим' кругом, в
противоположность 'эзотерическому', называют обычную жизнь. На самом деле,
как мы видим, 'экзотерический круг' - нечто от нас далекое и весьма высокое.
Для обычного человека это уже что-то 'эзотерическое'.
'Внешний круг' - это круг механического человечества, к которому
принадлежим и мы и который только и знаем. Первый признак этого круга
заключается в том, что среди принадлежащих к нему людей нет и не может быть
общего понимания; каждый понимает по-своему, и все понимают по-разному. Этот
круг называют иногда кругом 'смешения языков', т.е. кругом, в котором каждый
говорит на своем собственном языке, где никто не понимает друг друга и не
старается, чтобы его поняли. В этом круге взаимопонимание между людьми
невозможно, кроме редких, исключительных моментов или предметов, не имеющих
особого значения и не выходящих за пределы данного бытия. Если люди,
принадлежащие к этому кругу, осознают это отсутствие общего понимания и
обретают стремление понять и быть понятыми, тогда это означает, что они
обладают неосознанным стремлением ко внутреннему кругу, ибо взаимопонимание
начинается в экзотерическом круге и возможно только там. Однако осознание
отсутствия понимания обычно приходит к людям в совсем иной форме.
'Итак, возможность понять нечто зависит у людей от возможности
проникнуть в экзотерический круг, где начинается понимание.
'Если представить человечество в виде четырех концентрических кругов,
то можно вообразить на окружности третьего круга четыре входа в третий
внутренний круг; через них могут проходить