Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

усилия отрицания, в которых теряется смысл самого символа. Хорошо

известно, какие заблуждения возникали из символов религии, магии, алхимии, в

особенности магии, у тех, кто принимал их буквально и только в одном

значении.

'А вот правильное понимание символов не может вести к спорам. Оно

углубляет знание, оно не может оставаться теоретическим, потому что

усиливает стремление к реальным результатам, к единению, знания и бытия, к

Великому Деланию. Чистое знание передать невозможно; когда оно выражено в

символах, оно прикрыто ими, как неким покровом; хотя для тех, кто желает и

умеет смотреть, этот покров становится прозрачным.

'В этом смысле можно говорить о символизме речи; однако такой символизм

не каждому понятен. Понять внутренний смысл того, что говорится, можно

только на определенном уровне развития и лишь при соответствующих усилиях,

соответствующем состоянии слушающего. Но, слыша новые для него вещи,

человек, вместо того чтобы сделать усилие их понять, начинает спорить или

отрицать их, сохраняя по отношению к ним мнение, которое он считает верным,

но которое ничего общего с ними не имеет; таким образом он теряет все шансы

приобрести нечто новое. Для того, чтобы уметь понимать речь, когда она

становится символической, существенно научиться сначала слушать и знать, как

надо слушать. Любая попытка буквального понимания там, где речь имеет дело с

объективным знанием и со связью единства и многообразия, заранее обречена на

неудачу и в большинстве случаев ведет к дальнейшим заблуждениям.

'На этом следует остановиться, так как современное интеллектуальное

воспитание насыщает людей склонностью искать логические определения и доводы

против всего, что они слышат; сами того не понимая, люди как бы

бессознательно сковывают себя своим желанием точности в тех сферах, где, в

силу самой их природы, определения, кажущиеся точными, означают неточность

значения.

'Вследствие такой тенденции нашего мышления часто случается, что точное

знание, касающееся деталей, будучи сообщено человеку до того, как он

приобрел понимание сущности какой-то вещи, делает для него затруднительным

понимание этой сущности. Это не значит, что на пути подлинного знания нет

точных определений; наоборот, они только там и существуют, но они весьма

отличаются от того, чем мы их обычно считаем. И если кто-то предполагает,

что он может идти по пути самопознания, руководствуясь точным знанием всех

деталей, если он надеется получить такое знание, не усвоив полученные

указания о своей работе, тогда ему необходимо понять, что он не обретет

знания, пока не совершит необходимых усилий, что он сможет достичь того, что

ищет, только самостоятельно, посредством собственных усилий. Никто не даст

ему то, чем он не обладал раньше; никто не сделает за него работу, которую

он должен сделать сам. Все, что может за него сделать другой, - это дать

толчок к работе; и с этой точки зрения правильно воспринятый символизм

играет для нашего познания роль такого толчка.

'Ранее мы говорили о законе октав, о том, что любой процесс, в каком бы

масштабе он ни происходил, полностью определен в своем постепенном развитии

законом структуры семитонной гаммы. В связи с этим было указано, что любая

нота, любой тон, если его взять в другом масштабе, вновь представляют целую

октаву. 'Интервалы' между 'ми' и 'фа' и между 'си' и 'до', которые нельзя

заполнить энергией действующего процесса и которые требуют внешнего

'толчка', так сказать, внешней помощи, в силу самого этого факта связывают

одни процессы с другими. Отсюда следует, что закон октав связывает все

процессы во вселенной; и для того, кто знает масштабы переходов и законы

октав, это дает возможность точного познания любого явления в его сущности и

во взаимоотношениях со всеми связанными с ним предметами и явлениями.

'Для объединения в одно целое знания, связанного с законом октавы,

существует символ, имеющий форму круга, разделенного на девять частей, с

линиями, соединяющими в определенном порядке девять точек на окружности.

'Прежде чем переходить к изучению этого символа, важно понять некоторые

аспекты учения, которое им пользуется, равно как и отношение данного учения

к другим системам, использующим для передачи знания символический метол.

'Чтобы понять взаимосвязь этих учений, необходимо