они не
думают об этом сознательно, но все приходит к тому же.
'Так что же им всем так хочется сохранить? Во-первых, право иметь
собственную оценку идей и людей, т.е. как раз то, что для них вреднее всего.
Они глупы и уже знают это, т.е. когда-то это поняли. Поэтому и пришли
учиться. Но в следующий момент они обо всем забывают; они привносят в работу
собственную мелочность и субъективное отношение; они начинают судить обо мне
и обо всех других, как будто способны о чем-то судить. Это немедленно
отражается на их отношении к идеям и к тому, что я говорю. Они уже
'принимают одно' и 'не принимают другого', с одной вещью соглашаются, с
другой - не соглашаются; в одном доверяют мне, в другом - не доверяют.
'И самое забавное - они воображают, что могут 'работать' в таких
условиях, т.е. не доверяя мне во всем и не принимая всего. Фактически это
совершенно невозможно. Не принимая что-то или не доверяя чему-то, они
немедленно придумывают вместо этого что-то свое. Начинается 'отсебятина' -
новые теории, новые объяснения, не имеющие ничего общего ни с работой, ни с
тем, что я говорю. Затем они принимаются отыскивать ошибки и неточности во
всем, что говорю или делаю я, во всем, что говорят или делают другие. С
этого момента я начинаю говорить о таких вещах, о которых ничего не знаю,
даже о том, о чем не имею понятия, зато они все знают и понимают гораздо
лучше, чем я; а все другие члены группы - дураки и идиоты. И так далее и
тому подобное - как шарманка. Когда человек говорит что-то по данному
образцу, я заранее знаю все, что он скажет. Впоследствии это узнаете и вы.
Интересно, что люди могут все рассмотреть в других; но сами совершая
безумства, сразу же перестают их видеть в себе. Таков закон. Трудно
взобраться на гору, но соскользнуть с нее очень легко. Они даже не чувствуют
неловкости, говоря в такой манере со мной или с другими. И, главное, они
думают, что это можно сочетать с некой 'работой'. Они не хотят понять, что,
когда человек доходит до этого пункта, его песенка спета.
'И заметьте еще одно: их двое. Если бы они оказались в одиночестве,
каждый сам по себе, им было бы легче увидеть свое положение и вернуться. Но
их двое, и они друзья, каждый поддерживает другого в его слабостях. Теперь
один не может вернуться без другого. И даже если бы они захотели вернуться,
я принял бы только одного из них и не принял бы другого.'
- Почему? - спросил один из присутствующих.
- Это совершенно другой вопрос, - ответил Гурджиев. В настоящем случае
просто для того, чтобы дать возможность одному из них задать себе вопрос,
кто для него важнее я или друг. Если важнее тот, тогда говорить не о чем;
если же важнее я, тогда ему, придется оставить друга и вернуться одному. А
уж потом, впоследствии, сможет вернуться и второй. Но я говорю вам, что они
прилипли друг к другу и мешают один другому. Отличный пример того, как люди
творят худшее для себя, уклоняясь от того, что составляет в них доброе
начало.
В октябре я побывал у Гурджиева в Москве.
Его небольшая квартира находилась на Малой Димитровке. Все полы и стены
были убраны коврами в восточном стиле, а с потолков свисали шелковые шали.
Квартира удивила меня своей особой атмосферой. Прежде всего, все люди
которые приходили туда, - все они были учениками Гурджиева - не боялись
сохранять молчание. Уже одно это было чем-то необычным. Они приходили,
садились, курили - и часто целыми часами не произносили ни слова. И в этом
молчании не было ничего тягостного или неприятного; наоборот, в нем было
чувство уверенности и свободы от необходимости играть неестественную роль.
Но на случайных и любопытствующих посетителей такое молчание производило
необыкновенное впечатление. Они начинали говорить без конца, как будто
боялись остановиться и что-то почувствовать. С другой стороны, некоторые
считали себя оскорбленными; они полагали, что 'молчание' направлено против
них, чтобы показать, насколько ученики Гурджиева выше их, чтобы заставить их
почувствовать, что с ними не стоит даже разговаривать; другие находили
'молчание' глупым, смешным и 'неестественным'; им казалось, что оно
выказывает наши худшие черты, особенно, нашу слабость и полное подчинение
'подавляющему нас' Гурджиеву.
П. даже решил отмечать реакции разных людей на