Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

это оказалось

совершенно невозможным. Что-то внутри меня выказало столь яростный протест,

что я даже и не пробовал бороться с ним и, говоря о некоторых периодах своей

жизни, стремился дать только общую идею и общий смысл фактов, о которых не

желал рассказывать. В этой связи я заметил, что, когда я заговорил таким

образом, мой голос и интонации изменились. Это помогло мне понять других: я

начал слышать, как они, рассказывая о себе и своей жизни, тоже говорили

разными голосами и с разными интонациями. Возникали интонации особого рода,

которые я впервые услышал у себя и которые показали мне, что люди желают

что-то в своем рассказе скрыть; их выдавали интонации. Наблюдения за

интонациями позволили мне впоследствии понять и многое другое.

В следующий приезд Гурджиева в Петербург (на этот раз он оставался в

Москве две-три недели) мы рассказали ему о наших попытках. Он выслушал нас и

сказал, что мы не умеем отделять 'личность' от 'сущности'.

- Личность скрывается за сущностью, - сказал он, - а сущность за

личностью; и они взаимно прикрывают друг друга.

- Как же отделить сущность от личности? - спросил кто-то из

присутствующих.

- Как бы вы отделили свое собственное от того, что не является вашим? -

ответил Гурджиев. - Необходимо думать, необходимо выяснить, откуда появилась

та или иная ваша характерная черта. Необходимо понять, что большинство

людей, особенно вашего круга, имеет очень мало своего собственного. Все, что

у них есть, оказывается чужим, большей частью, украденным; все, что они

называют идеями, убеждениями, взглядами, мировыми константами, - все это

украдено из разных источников. В целом, это и составляет личность; и все это

надо отбросить.

- Однако вы сами говорили, что работа начинается с личности, - сказал

кто-то.

- Совершенно верно, - возразил Гурджиев, -- потому что прежде всего мы

должны точно установить, о чем мы говорим, о каком моменте в развитии

человека, о каком уровне бытия. Сейчас я говорил о человеке в жизни,

безотносительно к работе. Такой человек, особенно если он принадлежит к

'интеллигентному классу', почти целиком состоит из личности. В большинстве

случаев его сущность перестает развиваться в очень раннем возрасте. Я знаю

уважаемых отцов семейств, профессоров с идеями, известных писателей, важных

чиновников, кандидатов в министры, сущность которых остановилась в развитии

примерно на уровне двенадцатилетнего возраста. И это еще не так плохо.

Случается, что некоторые аспекты сущности останавливаются на возрасте

пяти-шести лет, а дальше все кончается; остальное оказывается чужим; это или

репертуар, или взято из книг, или создано благодаря подражанию готовым

образцам.

После этого было несколько бесед с участием Гурджиева, во время которых

мы старались выяснить причины нашей неудачи в выполнении поставленного перед

нами задания. Но чем больше мы беседовали, тем меньше понимали, чего в

действительности он от нас хотел.

- Это лишь доказывает, до какой степени вы не знаете себя, - сказал

Гурджиев. - Я не сомневаюсь, что, по крайней мере, некоторые из вас искренне

хотели выполнить мое задание, т.е. рассказать историю своей жизни. В то же

время они видят, что не могут сделать этого и даже не знают, с чего начать.

Имейте в виду, что рано или поздно вам придется пройти через это. Это, как

говорится, одно из первых испытаний на пути, не пройдя которое, никто не

сможет двинуться дальше.

- Чего мы здесь не понимаем? - спросил кто-то.

- Вы не понимаете, что значит быть искренним, - сказал Гурджиев. - Вы

настолько привыкли лгать себе и другим, что не в состоянии найти слова и

мысли, когда желаете говорить правду. Говорить о себе правду очень трудно.

Но прежде, чем ее говорить, нужно ее знать. А вы даже не знаете, в чем

заключается правда о вас. Когда-нибудь я укажу каждому из вас его главную

черту или его главный недостаток. Тогда станет ясно, поймете вы меня или

нет.

В это время произошел очень интересный разговор. Я очень сильно

чувствовал, что, несмотря на все усилия, не могу вспоминать себя в течение

любого промежутка времени; вообще, я сильно ощущал все происходящее. Сначала

что-то казалось успешным, но позднее все ушло, и я без всякого сомнения

почувствовал глубокий сон, в который был погружен. Неудача попыток

рассказать