Другие нашли, что 'луч творения' и 'семь
космосов' - смешны и бесполезны. 'Что же делать 'географии' со всеми этими
понятиями?' весьма остроумно спросил один из моих друзей, пародируя фразу из
шедшей недавно комедии. Третьи спрашивали, кто видел центры и как их вообще
можно увидеть; четвертые сочли абсурдной идею о том, что мы не можем ничего
'делать'. Пятые нашли идею эзотеризма 'занимательной, но не убедительной'.
Шестые объявили, что все это - 'новомодная выдумка'; седьмые не были готовы
принести в жертву свое происхождение от человекообразных обезьян. Восьмые
обнаружили, что в системе отсутствуют 'любовь и человечность'. Девятые
заявили, что наши идеи - это стопроцентный материализм, что мы хотим
превратить людей в машины, что в системе нет идеи чудесного, нет идеализма и
так далее и тому подобное.
Гурджиев смеялся, когда мы пересказывали ему наши разговоры с друзьями.
- Ничего, - говорил он, - если бы вам удалось собрать все, что люди
могут сказать об этой системе, вы сами бы ей не поверили. Система обладает
удивительным свойством: простое соприкосновение с ней выявляет лучшие или
худшие стороны в человеке. Вы можете знать человека всю жизнь, думать, что
он - неплохой парень, даже довольно интеллигентный. Но попытайтесь
поговорить с ним об этих идеях, и вы сразу увидите, что он - круглый дурак.
И наоборот, какой-то человек мог казаться вам ничтожной личностью; но
поговорите с ним на эти темы, и вы обнаружите, что он думает к тому же очень
серьезно.
- Как узнать, какие люди способны прийти к работе? спросил кто-то из
присутствующих.
- Как распознать их - это другой вопрос, - ответил Гурджиев. - Чтобы
суметь сделать это, надо уже до некоторой степени 'быть'. Но прежде чем
говорить об этом, необходимо установить, какого рода люди способны прийти к
работе, а какого рода - неспособны.
'Прежде всего, человек должен иметь какую-то подготовку, какой-то
багаж. Он должен знать все, что можно узнать через обычные каналы об идеях
эзотеризма, о тайном знании, о возможностях внутренней эволюции человека и
так далее. Я хочу сказать, что эти идеи не должны казаться ему чем-то
совершенно новым, иначе разговаривать с ним будет трудно. Полезно, чтобы у
него оказалась научная или философская подготовка. Хорошее знание религии
тоже может оказаться полезным. Но если человек привязан к религиозным формам
и не понимает их сущности, он найдет систему очень трудной. В общем, если
человек мало знает, мало читал и мало думал, разговаривать с ним трудно. У
того, кто обладает хорошей сущностью, имеется другой путь, ему вообще не
нужны разговоры; но в таком случае он должен быть послушным и отказаться от
своей воли. К этому состоянию он должен прийти тем или иным путем. Можно
сказать, что имеется одно, общее для всех, правило. Чтобы серьезно
приблизиться к настоящей системе, люди должны сначала разочароваться,
во-первых, в самих себе, т.е. в своих силах, во-вторых, во всех старых
путях. Человек не почувствует самое ценное в системе, если он не разочарован
в том, что делал и делает, не разочарован в том, что искал и ищет. Если это
религиозный человек, он должен быть разочарован в религии; если политик, он
должен быть разочарован в политике; если философ, он должен быть разочарован
в философии; если теософ, он должен быть разочарован в теософии; если
оккультист, он должен быть разочарован в оккультизме. И так далее - вы
должны понять, что это значит. Например, я говорю, что религиозный человек
должен быть разочарован в религии; но это не значит, что он должен потерять
веру. Напротив, это значит быть 'разочарованным' в учении и методах,
понимать, что религиозные учения, которые ему известны, недостаточны и
никуда не могут его привести. Все религиозные учения, кроме совершенно
выродившихся религий дикарей и придуманных религиозных течений и сект нашего
времени, состоят из двух частей: видимой и скрытой. Разочароваться в религии
- значит разочароваться в видимой части религии и испытывать необходимость
найти скрытую и неизвестную ее часть. Разочароваться в науке не значит
утратить интерес к знанию; это означает убедиться в том, что обычные методы
науки не только бесполезны, но и ведут к построению абсурдных и
противоречивых теорий, а убедившись в этом, - искать другие методы.
Разочароваться