Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

люди

помнят, что они пришли учиться, а не учить.

'Если человек перестает доверять учителю, учитель становится ему не

нужен, но и он сам становится не нужен учителю. И в этом случае ему лучше

уйти и поискать другого учителя или попытаться работать вообще без учителя.

Это не принесет ему пользы, но, во всяком случае, принесет меньше вреда,

нежели ложь, скрытность или противодействие учителю, недоверие к нему.

'В дополнение к этим фундаментальным правилам предполагается. конечно,

что все члены группы должны работать. Если они. посещая группу, не работают,

а лишь воображают, что работают, если они рассматривают работу как простое

присутствие в группе, если, как это часто бывает, они смотрят на свое

присутствие в группе как на времяпрепровождение, если ищут приятных

знакомств и т.п., их присутствие в группе становится совершенно бесполезным.

И чем скорее они добровольно покинут группу или их оттуда удалят, тем лучше

будет для них и для других.

'Требования, которые были здесь перечислены, составляют материал для

правил, обязательных для всех членов группы. Во-первых, эти правила помогают

тому. кто хочет работать. избежать всего, что может помешать ему или

повредить его работе; во-вторых, они помогают ему вспоминать себя.

'Нередко в начале работы членам группы не нравится то или иное правило.

И они даже спрашивают - разве нельзя работать без правил? Правила кажутся им

ненужным стеснением свободы и нудной формальностью; напоминание о правилах

кажется им злой волей или выражением неудовольствия со стороны учителя.

'В действительности же правила - это главная и первая помощь, которую

они получают от работы. Эти правила не доставляют им удовольствия или

развлечения и не облегчают работу, а преследуют определенные цели: заставить

изучающих вести себя так, как они вели бы себя, 'если бы'... т.е. если бы

они помнили себя и понимали, как им вести себя по отношению к людям, не

участвующим в работе, к людям, связанным с ними работой, а также к учителю.

Если бы они помнили себя и понимали это, им не нужны были бы правила. Но они

не способны помнить себя и понимать все в начале работы, так что правила

остаются необходимыми, хотя и ну могут быть легкими, приятными и удобными.

Наоборот, они должны быть трудными, неприятными и неудобными, иначе они не

будут отвечать своей цели. Правила - это будильники, которые будят спящего.

Но человек, открывающий на секунду глаза, негодует на будильник и

спрашивает: 'Разве нельзя проснуться без будильника?'.

'Кроме общих правил существуют индивидуальные правила и условия,

которые даются каждому лицу в отдельности и обычно связаны с его 'главным

недостатком' или 'главной чертой'. Это требует некоторого объяснения.

'В характере каждого человека есть черта, которая является центральной.

Она подобна оси, вокруг которой вращается вся его 'ложная личность'. Личная

работа каждого человека должна заключаться в борьбе против его главного

недостатка. Этим объясняется, почему не может быть общих правил работы.

почему все системы, которые пытаются выработать общие правила. или ни к чему

не ведут, или приносят вред. Да и как могут существовать такие общие

правила? Ведь то, что полезно одному, может оказаться вредным для другого.

Один человек слишком разговорчив; он должен научиться хранить молчание.

Другой человек молчалив, когда ему нужно говорить; ему надо научиться

разговаривать. Так бывает везде и повсюду. Общие правила для работы в

группах относятся к каждому члену; личные указания могут быть только

индивидуальными. Как правило, человек не может самостоятельно найти свою

главную черту, свой главный недостаток. Учитель должен указать ему на нее;

показать, как с ней бороться. Никто другой. кроме учителя, не может этого

сделать.

'Изучение своего главного недостатка и борьба с ним составляет как бы

индивидуальный путь каждого человека; но цель у всех членов группы должна

быть одна. Такой целью является понимание своего ничтожества. Только в том

случае. когда человек по-настоящему и искренне пришел к убеждению о своей

беспомощности, когда он стал постоянно ее чувствовать, он будет готов для

следующих, более трудных стадий работы.

'Все, что было сказано ранее, относится к подлинным группам, занятым

настоящей конкретной работой, которая связана с так