созданных 'добавочных
толчков' придает изучению закона октав практический смысл и делает это
изучение обязательным и необходимым, если человек желает отказаться от роли
пассивного наблюдения того, что случается с ним и вокруг него.
'Человек-машина' не может ничего делать. С ним и вокруг него все
случается. Чтобы делать, надо знать закон октав, знать моменты 'интервалов',
уметь создавать необходимые 'добавочные толчки'.
'Научиться всему этому можно только в школе, иначе говоря, в правильно
организованной школе, которая следует эзотерическим традициям. Без помощи
школы, самостоятельно, человек не сможет понять закон октав, найти точки
'интервалов' и порядок 'толчков'. Он не сможет понять этого потому, что для
такой цели нужны определенные условия, а их можно создать только в школе,
которая сама создана на этих принципах.
'Каким образом на принципах закона октав создается школа, будет
объяснено в должное время. А это, в свою очередь, объяснит вам еще один
аспект объединения закона октав с законом трех. Сейчас можно сказать только
то, что в школьном обучении человеку даются примеры как нисходящих,
творческих, так и восходящих, эволюционных, космических октав. Западная
мысль, которая ничего не знает ни об октавах, ни о законе трех, - смешивает
восходящие линии с нисходящими, не понимает, что линия эволюции
противоположна линии творения, т.е. идет против нее, как бы против течения.
'При изучении закона октав следует помнить, что октавы и их отношения
друг к другу делятся на основные и подчиненные. Основные октавы можно
уподобить стволу дерева, от которого отходят ветви боковых октав. Семь
основных нот октавы и два 'интервала', носители новых направлений, дают
вместе девять звеньев цепи, три группы по три звена в каждой.
'Основные октавы связаны со вторичными, или подчиненными, вполне
определенным образом. Из подчиненных октав первого порядка возникают
подчиненные октавы второго порядка и так далее. Строение октав можно
сравнить со строением дерева. От главного ствола во все стороны отходят
ветви, которые в свою очередь делятся и переходят во все более мелкие ветки,
на концах покрытые листьями. Такой же процесс действует в строении листьев,
в формировании вен, в образовании зубцов.
'Как и все в природе, человеческое тело, представляющее некоторое
целое, подвергается тем же корреляциям как изнутри, так и извне. В
соответствии с числом нот и 'интервалов' в октаве человеческое тело имеет
девять основных измерений, выраженных числами определенной меры. У разных
индивидов эти числа, конечно, отличаются друг от друга, однако лишь в
известных, ограниченных пределах. Эти девять основных измерений, образующих
полную октаву первого порядка, благодаря особым прочным сочетаниям,
переходят в измерения подчиненных октав, которые в свою очередь дают начало
другим подчиненным октавам и так далее. Таким путем можно получить измерение
любого члена или любой части человеческого тела, поскольку они находятся в
определенных взаимоотношениях друг с другом.'
Закон октав, естественно, вызвал в нашей группе очень много разговоров
и недоумения. Но Гурджиев все время предостерегал нас от излишнего
теоретизирования.
- Вы должны ощутить этот закон внутри себя, - сказал он. - Только тогда
вы увидите его во внешнем мире.
Это, конечно, верно. Но трудность заключалась не только в этом. Дело в
том, что 'техническое' понимание закона октав требует много времени, и мы
постоянно возвращались к нему, иногда совершая непредвиденные открытия,
иногда теряя то, что казалось уже установленным.
Сейчас трудно передать, как в различные периоды то одна, то другая идея
становилась центром тяжести нашей работы, привлекала величайшее внимание,
порождала множество разговоров. Идея закона октав сделалась постоянным
центром тяжести. Мы то и дело возвращались к ней, на каждой встрече говорили
о ней и обсуждали всевозможные ее аспекты, пока не начали думать обо всем с
точки зрения именно этой идеи.
В своей первой беседе Гурджиев дал только общий ее очерк; он постоянно
возвращался к ней, указывая нам на разные аспекты и значения.
На одной из последующих встреч он дал нам очень интересную картину
другого течения закона октав, которое проникает в глубину вещей.