что между каждыми двумя нотами существуют два полутона, за
исключением интервалов 'ми-фа' и 'си-до', где имеется только один полутон;
считается, что там один полутон выпадает.
'Таким образом, получаются двадцать нот, из которых восемь основных:
до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до
и двенадцать промежуточных, по две между каждыми из следующих двух нот:
до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си,
и по одной между каждыми из следующих двух нот:
ми-фа, си-до.
'Но на практике, т.е. в музыке, вместо двенадцати промежуточных
полутонов берется только пять, т.е. по одному полутону между:
до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си.
'Между 'ми' и 'фа', а также между 'си' и 'до' полутон вообще не
берется.
'Итак, строение музыкальной гаммы семи тонов дает схему космического
закона 'интервалов', или отсутствующих полутонов. А когда об октавах
говорится только в 'космическом' или 'механическом' смысле, 'интервалами'
называются только промежутки между 'ми' и 'фа', и 'си' и 'до'.
'Если мы полностью осмыслим закон октав, он даст нам совершенно новое
объяснение жизни в целом, прогресса и развития явлений на всех планах
вселенной, доступных нашему пониманию. Этот закон объясняет, почему в
природе нет прямых линий, а также то, почему мы не способны ни думать, ни
что-нибудь делать, почему все для нас - только мысль, почему с нами все
случается - и обычно случается особым образом, противоположным тому, чего мы
хотим или ожидаем. Все это - явные и непосредственные следствия
'интервалов', или замедлений в развитии вибраций.
'Что же в точности происходит в момент замедления вибрации? Отклонение
от первоначального направления. Октава начинается в направлении, указанном
стрелкой:
ДО РЕ МИ --------
'Но между 'ми' и 'фа' происходит отклонение: линия начинает менять
направление:
ДО РЕ МИ -------- ФА
СОЛЬ
ЛЯ
СИ
и через 'фа', 'соль', 'ля' и 'си' идет книзу, под углом к
первоначальному направлению, указанному первыми тремя нотами. Между 'си' и
'до' появляется второй 'интервал' новое отклонение и дальнейшее изменение
направления:
ДО РЕ МИ -------- ФА
СОЛЬ
ЛЯ
СИ |
|
| ДО
|
'Следующая октава дает более заметное отклонение, а следующая за ней -
еще более явственное, так что линия октав может в конце концов сделать
полный поворот и идти в направлении, противоположном первоначальному:
См. 07-1.gif
'Развиваясь далее, линия октав, или линия развития вибраций, может
вернуться к своему первоначальному направлению, иными словами, совершить
полный круг.
'Этот закон показывает, почему в нашей деятельности никогда не бывает
прямых линий, почему, начав делать что-то одно, мы постоянно делаем что-то
совершенно иное, нередко противоположное первому, хотя сами этого не
замечаем и продолжаем думать, что делаем то самое, что начали.
'Все эти и многие другие вещи можно объяснить с помощью закона октав
вместе с пониманием роли и значения 'интервалов', которые то и дело меняют
развитие силы, направляют ее по ломаной линии, поворачивают, превращают в
'собственную противоположность' и так далее.
'Такой ход событий, т.е. перемену направления, можно наблюдать во всем.
После периода энергичной деятельности, или сильной эмоции, или правильного
понимания, наступает реакция; работа становится нудной и утомительной: в
чувство вкрадываются элементы усталости и безразличия; вместо правильного
мышления начинаются поиски компромиссов, подавление трудных проблем или
бегство от них. Но линия продолжает развиваться, хотя уже и не в том
направлении, что вначале. Работа становится механической, чувство
ослабевает, снижается до уровня обыденных событий, мысль становится
догматической, буквальной. Так продолжается некоторое время, затем опять
наступает реакция, происходит остановка и новое отклонение. Развитие силы
может продолжаться, а работа, начатая с великим рвением и энтузиазмом,
становится обязательной и бесполезной формальностью; в чувство входит
множество посторонних элементов: беспокойство, утомление, раздражение,
враждебность; мысль движется по кругу, повторяя то, что уже известно, и
найти выход из этого положения становится все труднее