чтобы предопределить эти моменты замедления, вернее,
перерывов в возрастании и затухании вибраций, линии их развития делят на
периоды, соответствующие удвоению или уменьшению вдвое числа вибраций в
данный промежуток времени.
'Представим себе линию возрастающих вибраций; возьмем их в такой
момент, когда они вибрируют со скоростью тысячи колебаний в секунду. Через
некоторое время число их удваивается, т.е. доходит до двух тысяч:
1000. ____________________________________ .2000
'Было установлено, что в этом интервале вибраций между данным числом и
числом, вдвое большим, существует два места, где происходит замедление и
нарастание вибраций. Одно из них находится около начала, но не в самом
начале; а второе расположено почти в самом конце. Это обстоятельство можно
изобразить примерно так:
1000. ___________ . _____________ . ______ .2000
'Законы, управляющие замедлением или отклонением вибраций от их
первоначального направления, были известны древней науке и включены в особую
формулу, или диаграмму, сохранившуюся до нашего времени. В этой формуле
период удвоения вибраций был разделен на восемь неравных ступеней в
соответствии с темпом возрастания вибраций. Восьмая ступень повторяет
первую, но с удвоенным числом вибраций. Этот период удвоения вибраций между
данным числом и удвоенным называется октавой, т.е. периодом, состоящим из
восьми членов.
'Принцип деления периода удвоения вибраций на восемь неравных частей
основан на наблюдениях неравномерности возрастания вибраций в октаве;
отдельные 'ступени' октавы показывают ускорение или замедление в разные
моменты ее развития.
'В облачении этой формулы идеи октавы передавались из рук в руки, от
учителя к ученику, от одной школы к другой. В очень отдаленные времена одна
из этих школ нашла возможным применить формулу к музыке. Таким образом была
получена музыкальная гамма семи тонов, известная с глубочайшей древности,
затем забытая, а впоследствии опять открытая, или 'найденная'.
'Гамма семи тонов есть формула космического закона, полученная древними
школами и примененная к музыке. Однако, если мы будем изучать проявление
закона октав в вибрациях других родов, мы обнаружим, что закон повсюду
остается одним и тем же; что свет, тепло, химические, магнитные и другие
вибрации подчиняются тому же закону, что и звуки. Например, в физике
известна цветовая шкала, в химии - периодическая система элементов, без
сомнения, тесно связанная с принципом октав, хотя эта связь еще не вполне
ясна науке.
'Изучение музыкальной гаммы семи тонов дает хорошую основу для
понимания космического закона октав.
'Вновь возьмем восходящую октаву, в которой частота вибрации
возрастает. Предположим, что октава начинается с тысячи колебаний в секунду.
Обозначим эту тысячу колебаний нотой 'до'. Колебания растут, т.е. частота их
увеличивается. В том пункте, где она достигнет двух тысяч колебаний в
секунду, будет второе 'до', т.е. 'до' следующей октавы,
до ________________________________________ до
'Период между первым и следующим 'до', т.е. октава, делится на семь
неравных частей, потому что частота колебаний нарастает неравномерно.
до __ ре __ ми __ фа __ соль __ ля __ си __ до
'Соотношение высоты нот, или частоты колебаний будет следующим:
'Если принять 'до' за единицу, тогда 'ре' будет составлять 9/8, 'ми' -
5/4, 'фа' - 4/3, 'соль' - 3/2, 'ля' 5/3, 'си' - 15/8, 'до' - 2.
1 9/8 5/4 4/3 3/2 5/3 15/8 2 до ре ми фа соль ля си до
'Разница в ускорении, или повышение в нотах, или различие в тонах,
будет следующей:
Между 'до' и 'ре' 9/8 : 1 = 9/8 ' 'ре' и 'ми' 5/4 : 9/8 = 10/9 ' 'ми' и
'фа' 4/3 : 5/4 = 16/15 (замедление роста) ' 'фа' и 'соль' 3/2 : 4/3 = 9/8 '
'соль' и 'ля' 5/3 : 3/2 = 10/9 ' 'ля' и 'си' 15/8 : 5/3 = 9/8 ' 'си' и 'до'
2 : 15/8 = 16/15 (новое замедление)
'Различия между нотами, или различия в их высоте, называются
интервалами. Мы видим, что существует три вида интервалов в октаве: 9/8,
10/9, 16/15, которые в целых числах соответствуют величинам 405, 400, 384.
Наименьший интервал 16/15 встречается между 'ми' и 'фа' и между 'си' и 'до'.
Как раз в этих местах происходит замедление октавы.
'По отношению к музыкальной гамме в семь тонов считается общепринятым
(теоретически),