этой категории, являются рефлексы. Разница между инстинктивными и
двигательными функциями заключается в следующем: двигательным функциям
человек (а также и животные - птица, собака) должен научиться, а
инстинктивные функции - врожденные. У человека очень мало врожденных внешних
движений. У животных их больше, хотя среди них в этом отношении наблюдаются
различия: у одних больше, у других меньше. Но то, что обычно называют
'инстинктом', нередко представляет собой совокупность сложных движений,
которым молодые животные учатся у старших. Одно из главных свойств
двигательного центра - это его способность к подражанию. Двигательный центр
без рассуждений подражает всему, что он видит. Таково происхождение легенд о
'чудесном разуме' или 'инстинкте' животных, который занимает место разума и
заставляет их выполнять целые серии сложных и целесообразных действий.
Идея независимого двигательного центра, который, с одной стороны, не
связан с умом и не нуждается в нем, сам себе является умом, а с другой
стороны, не подчинен инстинкту и должен сначала научиться выполнять свои
функции, поставила очень многие проблемы на совершенно новую основу.
Существование двигательного центра, который работает посредством подражания,
объясняет сохранение 'существующего порядка' в пчелиных ульях, колониях
термитов и муравейниках. Руководствуясь подражанием, одно поколение
формируется в полном соответствии с моделью другого. Здесь не может быть
никаких перемен, никакого отхода от модели. Но 'подражание' не объясняет
того, каким образом возник такой порядок. Мне очень хотелось поговорить с
Гурджиевым об этом и о многих других предметах; но Гурджиев уклонялся от
подобных разговоров, переводя их на человека и на конкретные проблемы
самоизучения.
В дальнейшем многое стало мне ясным благодаря той идее, что каждый
центр - это не только движущая сила, но и 'воспринимающий аппарат',
работающий в качестве приемника различных влияний, иногда очень отдаленных.
Когда я подумал о том, что было сказано о войнах, революциях, переселениях
народов и т.п., когда я представил себе картину того, как массы людей
находятся под властью влияний планет, я понял нашу главную ошибку -
определять действия людей как индивидуальные. Мы полагаем, что действия
индивида возникают в нем самом, и не представляем себе, что 'массы' состоят
из автоматов, повинующихся внешним воздействиям, что они действуют не под
влиянием воли, сознания или склонностей индивидов, а в результате внешних
стимулов, приходящих, возможно, из очень далеких сфер.
- Могут ли инстинктивные и двигательные функции находиться под
управлением двух разных центров? - спросил я как-то Гурджиева.
- Могут, - сказал Гурджиев, - и к ним нужно прибавить еще половой
центр. Это три центра нижнего этажа. Половой центр является нейтрализующим
по отношению к инстинктивному и двигательному. Нижний этаж может
существовать самостоятельно, потому что находящиеся в нем три центра суть
проводники трех сил. Мыслительный и эмоциональный центры не являются
необходимыми для жизни.
- Какой же из них активен, а какой пассивен в нижнем этаже? - спросил
я.- Их роли меняются, - ответил Гурджиев. - В один момент двигательный
центр активен, а инстинктивный пассивен; в другой момент инстинктивный
активен, а двигательный пассивен. Вы должны найти примеры обоих состояний в
себе самом. Но кроме разных состояний существуют также и разные типы. У
некоторых людей более активен двигательный центр, у других - инстинктивный.
Однако ради удобства рассуждений, особенно вначале, когда важно объяснить
только принципы, мы принимаем их за один центр с разными функциями,
находящимися на одном уровне. Если вы возьмете мыслительный, эмоциональный и
двигательный центры, все они будут работать на разных уровнях. Двигательный
же и инстинктивный находятся на одном уровне. Позже вы поймете, что означают
эти уровни и от чего они зависят.
ГЛАВА 7
Достижимо ли 'космическое сознание'? - Что такое сознание? - Вопрос
Гурджиева о том, что мы замечаем при самонаблюдении. - Наши ответы. -
Замечание Гурджиева о том, что мы пропустили самое важное. - Почему мы не
замечаем, что помним себя? - Что-то 'наблюдает', 'думает', 'говорит'.
Попытки вспомнить