'Следующим объектом самонаблюдения должны стать привычки вообще. Всякий
взрослый человек целиком состоит из привычек, хотя зачастую не осознает
этого и даже уверен, что он вообще избавлен от привычек. Такое невозможно.
Все три центра наполнены привычками, и человек не сможет узнать себя, пока
не изучит все свои привычки. Наблюдение и изучение привычек особенно трудно,
ибо для того, чтобы увидеть их и 'записать', человеку нужно отойти от них,
освободиться хотя бы на мгновение. Пока человеком управляет какая-то
конкретная привычка, он ее не замечает; но при первых же Попытках бороться с
ней, какими бы слабыми они ни были, он обнаружит ее присутствие. Поэтому,
чтобы наблюдать и изучать привычки, надо стараться их преодолеть. Это
открывает практический метод самонаблюдения. Ранее было сказано, что человек
не в состоянии что-либо изменить в себе, что он способен лишь наблюдать и
'записывать'. Это верно. Но верно и то, что человек не сможет что-либо
заметить и 'записать', если он не стремится бороться с собой, со своими
привычками. Борьба эта не принесет прямых результатов; иначе говоря, человек
не сможет добиться каких-то перемен, особенно перемен постоянных и
длительных. Однако такая борьба показывает человеку то, что есть; без нее он
не увидит, из чего он состоит. Борьба с мелкими привычками очень трудна и
утомительна, но без нее самонаблюдение невозможно.
'Уже при первой попытке изучить элементарную деятельность двигательного
центра человек выступает против привычек. Например, он пожелал изучить свои
движения, пронаблюдать за своей ходьбой. Но ему никогда не удастся
осуществить это долее одного мгновения, если он будет продолжать шагать при
этом обычным способом. Но если он поймет, что привычный способ его ходьбы
слагается из множества отдельных привычек, таких как определенная длина
шага, известная скорость и т.п., и если он попытается изменить эти привычки,
т.е. будет шагать быстрее или медленнее, делать более широкие или более
мелкие шаги, он сможет наблюдать за собой и изучать свои движения во время
ходьбы. Если человек захочет наблюдать за собой, когда он пишет, ему надо
замечать, как он держит перо, надо попытаться взять его иначе, и тогда
наблюдение окажется возможным. Чтобы наблюдать за собой, человеку следует
стараться ходить необычным способом, усаживаться в непривычные позы, сидеть
тогда, когда он привык стоять, или стоять тогда, когда он привык сидеть; или
же делать левой рукой такие движения, какие он привык делать правой, и
наоборот. Все это даст ему возможность наблюдать за собой и изучать привычки
и ассоциации двигательного центра.
'В сфере эмоций очень полезно попытаться бороться с привычкой давать
немедленное выражение своим неприятным чувствам. Многим людям очень трудно
удержаться от выражения своих чувств, вызванных, например, плохой погодой.
Еще труднее им не выражать неприятные эмоции, когда они обнаруживают, что
кто-то или что-то нарушает то положение вещей, которое они считают порядком
или справедливостью.
'Помимо того, что борьба с выражением неприятных эмоций- очень хороший
метод самонаблюдения, она имеет и другое значение: это одно из немногих
направлений, в котором человек может изменить себя, не создавая других
нежелательных привычек. Поэтому самонаблюдение и самоизучение с первых же
шагов должны сопровождаться борьбой с выражением неприятных эмоций.
'Если человек выполняет все эти правила при самонаблюдении, он отметит
очень важные аспекты своего бытия, целую их серию. Прежде всего он с
безошибочной ясностью установит тот факт, что его действия, мысли, чувства и
слова суть результаты внешних влияний, и ничто из них не приходит от него
самого. Он поймет и увидят, что фактически является автоматом, действующим
под влиянием внешних стимулов. Он ощутит свою полную механичность,
почувствует, что все 'случается', что он не может ничего 'делать'. Он -
машина, управляемая случайными внешними толчками. Каждый толчок вызывает на
поверхность одно из его 'я'. Новый толчок - и это 'я' исчезает, а его место
занимает другое 'я'. Еще одно небольшое изменение в окружающей среде - и
появляется новое 'я'. Человек начинает понимать, что у него нет никакой
власти над собой, что он не знает, что может сказать или сделать в следующий
момент; он начинает понимать, что не может