гораздо более одинаковыми,
чем они на самом деле бывают. В действительности, однако, между ними
существуют большие различия в формах и методах, восприятий. Некоторые
воспринимают главным образом при помощи ума, другие - чувствами, третьи -
ощущениями. Для людей разных категорий и способов восприятий очень трудно,
почти невозможно понять друг друга, потому что они дают одной и той же вещи
разные наименования или разным вещам одно и то же наименование. Кроме того,
возможны и всякие иные комбинации. Один человек воспринимает мыслями и
ощущениями, другой - мыслями и чувствами и так далее. Тот или иной способ
восприятия непосредственно связан с теми или иными видами реакций на внешние
события. Результаты такой разницы в восприятиях и реакциях на внешние
события всегда выражаются, во-первых, в том, что люди не понимают друг
друга, во-вторых, в том, что они не понимают и самих себя. Очень часто
случается именно последнее. Если два человека по-разному воспринимают одну и
ту же вещь, скажем, один воспринимает ее чувствами, а другой - ощущениями,
то они до конца жизни могут спорить и никогда не поймут, чем отличается их
отношение к данному предмету. В действительности, один видит только один его
аспект, а второй - только другой. Нередко человек называет свои мысли или
интеллектуальные восприятия чувством, а чувства называет мыслями, ощущения -
чувствами и т.д.
'Для того чтобы найти способ распознавания, мы должны понять, что любая
нормальная психическая функция - это средство, инструмент познания. С
помощью ума мы видим один аспект явлений и событий, с помощью эмоций -
другой их аспект, с помощью ощущений - третий. Самое полное знание о данном
предмете, которое для нас возможно, мы в состоянии получить, если
рассматриваем его одновременно умом, чувствами и ощущениями. Каждый человек,
который стремится к правильному знанию, должен поставить своей целью
достижение именно такого восприятия. В обычных условиях человек видит мир
как бы сквозь искривленное, покрытое пятнами оконное стекло. И даже если он
понимает это, он не в состоянии ничего изменить. Тот или иной способ
восприятия зависит от работы организма в целом. Все функции взаимосвязаны;
все они уравновешивают друг друга, все стремятся удержать друг друга в том
состоянии, в котором они находятся. Поэтому когда человек принимается
изучать себя, он должен понимать, что если он откроет в себе нечто
неприятное, он не сможет это качество изменить. Изучать - это одно, а
изменять другое. Но изучение есть первый шаг к возможности измениться в
будущем. И в самом начале самоизучения ему необходимо понять, что в
продолжение длительного времени вся его работа будет заключаться только в
изучении.
'В обычных условиях изменение невозможно. Дело в том, что, желая что-то
изменить, человек хочет изменить только эту сторону своей личности. Но в
машине все взаимосвязано, и каждая функция неизбежно уравновешена какой-то
другой функцией или целой их совокупностью, хотя мы и не осознаем внутренней
взаимосвязи различных функций. Машина в каждый момент деятельности
уравновешена во всех своих деталях. Если человек замечает в себе что-то
такое, что ему не нравится, и начинает совершать усилия, чтобы изменить это
качество, он может добиться известного результата. Но одновременно с этим
результатом он обязательно получит и другой, которого он ни в коем случае не
ждал, не желал и даже не предполагал. Стараясь уничтожить или разрушить все,
что ему не нравится, совершая с этой целью усилия, он нарушает равновесие
машины, а она стремится восстановить его - и создает новую функцию, которой
человек не мог предвидеть. Например, человек может заметить, что он очень
рассеян, ничего не помнит, все теряет и т.п. Он начинает бороться с этой
привычкой; и если он достаточно методичен и решителен, ему через некоторое
время удается достичь желаемого результата: он более не забывает своих дел,
не теряет вещей. Это обстоятельство он замечает; однако появляется нечто
иное, чего он не видит, но что заметно другим: он становится
раздражительным, педантичным, неприятным человеком, который повсюду
выискивает ошибки. Раздражительность появилась в результате того, что он
утратил свою рассеянность. Почему? Ответить на это невозможно. Только
детальный анализ