Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

в соответствии с этим знанием. Затем на основании

результатов можно будет продемонстрировать, что мы действительно знаем

будущее. В простой форме это случается, например, в делах. Любой хороший,

деловой коммерсант знает будущее; а если он его не знает, то его дело

лопнет. В работе над собой надо быть хорошим деловым человеком, хорошим

торговцем. И знать будущее стоит лишь тогда, когда человек в состоянии быть

господином самого себя.

'Здесь был задан вопрос и о будущей жизни, о том, как создать ее, как

избегнуть конечной смерти, не умереть.

'Для этого необходимо 'быть'. Если человек меняется каждую минуту, если

в нем нет ничего, способного противостоять внешним влияниям, это означает,

что в нем нет ничего, способного противостоять смерти. Но если он становится

независимым от внешних влияний, если в нем проявляется нечто, способное жить

само по себе, это 'нечто', возможно, и не умрет. В обыденных обстоятельствах

мы умираем ежесекундно. Меняются внешние обстоятельства, внешние влияния, и

мы меняемся с ними, т.е. умирают многие из наших 'я'. Если же человек

разовьет в себе постоянное 'я', способное пережить изменения внешних

условий, оно сможет пережить и смерть физического тела. Весь секрет состоит

в том, что человек не может работать для будущей жизни, не работая в то же

время для этой, для нынешней. Работая для жизни, человек трудится для

смерти, вернее, для бессмертия. Поэтому работу для бессмертия, если можно

так ее назвать, нельзя отделять от работы вообще. Достигая одного, человек

достигает и другого. Он может стремиться быть просто ради собственных

жизненных интересов. И лишь благодаря этому он может сделаться бессмертным.

Мы не говорим в отдельности о будущей жизни, не рассматриваем вопроса о том,

существует ли она, потому что законы везде одни и те же. Изучая собственную

жизнь, как он ее знает, изучая жизни других людей от их рождения до смерти,

человек изучает все законы, управляющие жизнью, смертью и бессмертием. Если

он станет господином своей жизни, он может стать и господином своей смерти.

'Следующий вопрос: как стать христианином?

'Прежде всего, необходимо понять, что христианин - это не человек,

который так называет себя, не человек, которого так называют другие люди.

Христианин - тот, кто живет в соответствии с заповедями Христа. Такие,

каковы мы есть, мы не можем быть христианами. Чтобы стать христианином,

человек должен быть способным 'делать'. А мы ничего не можем 'делать', с

нами все 'случается'. Христос говорил: 'Любите врагов ваших'. Но как можем

мы любить своих врагов, если мы не способны любить даже своих друзей? Иногда

что-то в нас 'любит', иногда 'не любит'. В нашем нынешнем состоянии мы не

можем даже по-настоящему хотеть быть христианами, ибо опять-таки иногда

'что-то желает' этого, а иногда 'не желает'. И нельзя долго желать одной и

той же вещи. потому что внезапно, вместо желания быть христианином, человек

вспоминает об очень хорошем, но дорогом ковре, который он видел в лавке. И

вот, вместо того, чтобы желать быть христианином, он начинает думать, как бы

ему приобрести этот ковер, - и совершенно забывает о христианстве. Или же,

если кто-то другой не верит в то, что он замечательный христианин, он будет

готов съесть его живьем или изжарить на угольях. Чтобы стать хорошим

христианином, человек должен быть. 'Быть' - это и означает быть господином

самого себя. А если человек не является господином самого себя, у него

ничего нет и ничего не может быть. И он не способен быть христианином. Это

всего-навсего машина, автомат; а машина не может быть христианином.

Подумайте сами: возможно ли, чтобы автомобиль, пишущая машинка или граммофон

были христианами? Это просто вещи, управляемые случаем, они ни за что не

ответственны, ибо они машины. Быть же христианином значит быть

ответственным. Ответственность приходит позднее, когда человек отчасти

перестает быть машиной и начинает на деле, а не только на словах желать быть

христианином.'

- В каком отношении к известному нам христианству находится излагаемое

вами учение? - спросил кто-то из присутствующих.

- Я не знаю, что вам известно о христианстве, - ответил Гурджиев,

подчеркнув последнее слово, - и потребуется много разговоров в течение

долгого времени, чтобы выяснить, что вы понимаете под этим словом.