вызвали в наших группах множество
разговоров. Многих оттолкнуло то, что Гурджиев сказал о Христе, о Тайной
Вечере; другие, напротив, почувствовали в этом какую-то истину, которой
никогда не смогли бы достичь самостоятельно.
ГЛАВА 6
Беседа о целях. - Может ли учение преследовать определенную цель? -
Цель существования. - Личные цели - предвидение будущего, существование
после смерти, господство над самим собой, достижение уровня подлинного
христианина, помощь человечеству, прекращение войн. - Объяснения Гурджиева.
- Судьба, случай и воля. - 'Безумные машины'. Эзотерическое христианство. -
Что может быть целью человека? - Причины внутреннего рабства. - С чего
начинается путь к освобождению? - 'Познай самого себя!'. - Разное понимание
этой идеи. - Самоизучение. - Как изучать себя? - Самонаблюдение. -
Регистрация и анализ. - Фундаментальный принцип работы человеческой машины.
- Четыре центра: мыслительный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный.
Различие работы разных центров. - Создание изменений в работе машины. -
Нарушение равновесия. - Как машина восстанавливает свое равновесие? -
Случайные перемены. - Неправильная работа центров. - Воображение. - Грезы. -
Привычки. - Противодействие привычкам в целях самонаблюдения. - Борьба
против выражения отрицательных эмоций. Регистрирование механистичности. -
Изменения как следствие правильного самонаблюдения. - Идея двигательного
центра. - Обычная классификация действий человека. - Классификация,
основанная на делении центров. - Автоматизм. Инстинктивные действия. -
Различие между инстинктивными и двигательными функциями. - Деление эмоций. -
Разные уровни центров.
Одна из следующих лекций началась с вопроса, заданного Гурджиеву одним
из присутствующих: какова цель его учения?
- Конечно, у меня есть моя собственная цель. - сказал Гурджиев. - Но вы
должны разрешить мне сохранить о ней молчание. В настоящее время моя цель не
может иметь для вас значения, потому что для вас гораздо важнее определить
свою собственную цель. Учение само по себе не может преследовать какую-либо
цель. Оно может только показывать людям наилучший путь к достижению тех
целей, которые у них есть. Вопрос о цели - очень важный вопрос. Пока человек
не определит для себя свою цель, он не может даже и начать что-то 'делать'.
Как же возможно что-нибудь 'делать', не имея цели? 'Делание' прежде всего
предполагает цель.
- Но ведь вопрос о цели существования - один из самых трудных вопросов
философии, - сказал кто-то из присутствующих. - А вы хотите, чтобы мы начали
с решения этого вопроса. Быть может, мы и пришли-то сюда потому, что ищем
ответа на него; а вы ожидаете, что мы заранее знаем, как на него ответить.
Если человек знает это, он, в сущности, знает все.
- Вы меня не поняли, - возразил Гурджиев. - Я вовсе не имел в виду
философского понимания цели существования. Человек не знает ее и не может
узнать, пока он остается тем, чем сейчас является. Прежде всего, дело здесь
в том, что существует не одна цель бытия: их несколько. Наоборот, попытка
дать ответ на этот вопрос, пользуясь обычными методами, безнадежна и
бесполезна. А я спрашивал о совершенно иной вещи - о вашей личной цели, о
том, чего хотите достичь вы, а не о том, какова причина вашего
существования. Каждый должен иметь собственную цель: одному нужно богатство,
другому - здоровье, третий желает Царства Небесного, четвертый хочет стать
генералом - и так далее. Вот о целях такого рода я вас и спрашиваю. Если вы
скажете мне, какова ваша цель, я смогу сказать вам, идем ли мы по одной и
той же дороге.
'Подумайте о том, как вы сформулировали для себя свою собственную цель
до того, как пришли сюда.'
- Я сформулировал свою цель вполне ясно еще несколько лет назад, -
сказал я. - Я говорил себе, что желаю знать будущее. Изучив этот вопрос
теоретически, я пришел к заключению, что будущее можно узнать; и несколько
раз мне даже удавались попытки точного предсказания будущего. Из этого я
сделал вывод, что мы должны знать будущее, что мы имеем на это право; и пока
мы не знаем будущего, мы не сумеем устроить свою жизнь. Для меня с этим
вопросом связано очень многое. Я, например, считал, что человек может и
имеет право знать в точности, сколько времени ему дано, каким количеством
времени он располагает,